Выработать терпение и терпимость советы священнослужителей. Как развить терпение: альтернативные варианты. Терпение и типы темперамента

Иногда приходится сожалеть о чрезмерном «выплеске» эмоций и упрекать себя за то что, сдержавшись в той или иной ситуации, можно было бы избежать неприятных последствий. Не зря существует народная мудрость «сначала думай, а потом делай». В статье пойдет разговор о том, как не стать заложником своих чувств, и какие существуют способы самоконтроля.

Психиатры утверждают, что постоянно действовать в порывах негативных переживаний, таких как злоба, ненависть, зависть и прочих, — вредно, прежде всего, для нервной системы и здоровья в целом. Этовызывает головные боли, недомогание и даже глубокую депрессию.

15 способов, которые помогут научиться выдержке при стрессах

  1. Старайтесь не откладывать дела на потом. Это позволит чувствовать себя более уверенно и спокойнее, так как при возникновении каких-либо трудностей вы не будете чувствовать, что все «навалилось». Поэтому заранее отдавайте долги, оплачивайте счета, выполняйте обещания.
  2. Научитесь правильно пользоваться своим временем: не опаздывайте, если есть свободное время, займитесь тем, что от вас требуется. Неумение расходовать время приводит к стрессам и плохому настроению.
  3. Психологи говорят, что состояние психики напрямую зависит от окружения, будь то работа или собственная квартира. Бардак, например, на столе или в шкафу уж точно не настроит на позитив. Поэтому тщательней следите за уютом обстановки, принесите на работу любимую вещь, например, рамочку с фотографией близкого вам человека или статуэтку и поставьте на рабочий стол.
  4. Хотя бы небольшая физическая нагрузка способна прекрасно снимать напряжение и усталость. После занятий спортом, как правило, человек чувствует себя спокойнее.
  5. Нужно хорошо подумать, что именно вызывает у вас чувство негодования и злобы и постараться избавиться от источника. Если таковым являются определенные люди, то постарайтесь не общаться с ними, а если это невозможно, то хотя бы меньше обращать внимания и обращаться к ним лишь в случае необходимости. В том случае, если постоянные переживания связаны с нелюбимой работой, то следует задуматься, а не пора ли вам ее сменить и найти вариант получше.
  6. Задумайтесь, что вам доставляет удовольствие. Как можно чаще занимайтесь любимым делом, балуйте себя и встречайтесь с людьми, общение с которыми настраивает вас на позитивный лад. Это поможет справиться с негативными обстоятельствами, так как переключение и разнообразие в жизни – ключ к самоудовлетворению.
  7. Сейчас довольно разнообразны и популярны специальные книги и психотренинги о материализации мыслей и важности позитивного мышления. Не поддавайтесь негативным мыслям, а лучше помечтайте о том, что принесло бы вам сейчас счастье и радость.
  8. Помнить о целях на пути к чему-либо еще один важных принцип сохранения равновесия. Если вы очень устали на работе, и все раздражает, то подумайте о том, что хотите получить в конечном итоге. Может быть вы копите деньги на отпуск на море или новый дом. Мысли о целях, которые вы хотите достичь с помощью работы помогут не только справиться с обуревающими эмоциями, но и работать продуктивнее.
  9. В йоге существует множество эффективных дыхательных практики методик для избавления от негативной энергии и получения позитивной. Специальные медитации под звуки природы помогают обрести гармонию самим с собой и с окружающим миром. Ученые с помощью экспериментов выяснили, что около 5-10 минут в день подобного рода терапии помогут укреплению душевного баланса.
  10. Научиться анализировать проблему – главный шаг к избавлению от через чур эмоциональных реакций. Прежде чем высказаться, всегда подумайте, к чему это приведет. Именно поэтому психологи разработали метод 10-ти минут: при возникновении неприятной ситуации нужно постараться успокоиться и сосчитать медленно до 10-ти. Как правило, в течении этого времени человек осознает, что можно решить проблему иначе, и уже не хочется кричать или размахивать руками.
  11. Важно понять, что главное в трудной ситуации – это найти выход, решение проблемы, а не размышление о самой проблеме. Все уже случилось и эмоциональными рассуждениями можно только усугубить положение дел.
  12. Если настолько хочется высказаться, то психологи дают совет – изложить подробности на простом листе бумаги, а потом сжечь его или просто разорвать на мелкие клочки.
  13. Не обращайте внимания на то, что нарушает ваше спокойное состояние. Так, хорошим способом игнорирования человека, который пытается вас вывести из себя, будет включить фантазию и представить его в виде маленького человечка, которого вы держите на ладони и смотрите, как он кричит смешным голосом, пытаясь выглядеть важнее.
  14. При постоянных срывах и стрессах, когда ничего не помогает и сдержаться, кажется, просто невозможно, обратитесь к профессиональному психологу, который выслушает, с помощью специальных тестов увидит корень проблемы и даст советы, как изменить себя и отношение к окружающему миру.
  15. Важно помнить, что все происходящее – лишь в голове и необходимо упорно работать над собой и над своим характером, не давая эмоциям захватить власть над разумом.

Здравствуйте друзья.

Сегодня я хочу спросить у вас, а умеете ли вы терпеть, можете ли вы быть терпеливыми. Или вам даже не нравится это слово. Скорее всего, нет. Обычно хочется получить все сразу, а если этого не случается, мы сильно разочаровываемся или даже впадаем в депрессию. В этой статье я расскажу вам, как научиться терпению и сдержанности, как стать терпеливым человеком, расскажу также про смирение и терпимость.

Сила терпения

В жизни без терпения нельзя. Хотите ли вы стать здоровыми, счастливыми людьми. Или же хотите достичь определенных целей, стать финансово благополучным или сделать что-то стоящее в жизни, вы должны научиться ждать и знать, как набраться терпения.

Ведь, например, здоровье нельзя получить сразу. Человек долгое время издевался над своим организмом, а когда организм сдался и заболел, он хочет выпить какую-нибудь таблетку и сразу вылечиться. Но так не бывает.

Вот на этом нереальном желании больного, очень много делается денег. Придумываются якобы волшебные таблетки, предлагаются всевозможные консультации и обещания нереально быстрых исцелений. Человек находит в интернете чудо средство и сразу его покупает. Но он не хочет сам работать над собой, над своим здоровьем.

А ведь только так, в основном своими силами, можно стать здоровым и счастливым. Врачи лишь помогают организму вылечиться, особенно в тяжелых случаях, когда нужна операция. Всю основную работу он должен сделать сам. В организме заложены огромные силы . Нам нужно самим заниматься своим здоровьем и смиренно ждать результаты. А для этого нужно вырабатывать терпение. И так во всех сферах жизни.

Как выглядит терпение

Железное терпение это важное качество человека, помогающее ему добиваться любых, даже сложных целей, не опускать руки в тяжелых ситуациях, быть спокойным и трезвомыслящим, а значит всегда правильно принимать решения.

Ведь желаемое не всегда дается легко. Часто возникают определенные трудности. Столкнувшись со всевозможными препятствиями на своем пути, человек просто опускает руки и сдается. Причина тому завышенные требования от реальности и отсутствие элементарного терпения.

Поэтому если мы хотим чего-то добиться в жизни, стать здоровыми и , мы должны научиться быть терпеливыми. Ведь не зря говорят: "терпение и труд все перетрут".

Раньше терпение всегда считалось хорошим тоном и почиталось как неотъемлемое качество мудрого человека. Терпение, мудрость и добродетель всегда были вместе. Сегодня, при современном темпе жизни, мы разучились терпеть. Мы не можем долго стоять в очереди, злимся и ругаемся с окружающими, если они заставляют нас ждать, не выносим ожидание результата своей работы. И так во всех сферах жизни. Всем нам недостает терпения.


Неумение терпеть приводит к проблемам не только вне дома, но и в кругу семьи. Мы не терпеливы к своим детям, к любимым людям, из-за этого ругаемся с ними, портим отношения. Все это разрушает семейный очаг, приводит к разводам. Где взять терпение современному человеку?

Нетерпение как причина болезней

Я все время пытаюсь на этом блоге вам показать, что отрицательные мысли и эмоции приводят к физическим болезням и .

А как раз отсутствие терпения, порождает шквал всевозможных плохих мыслей и эмоций, а значит, вы рано или поздно заболеете.

Все взаимосвязано. Вы не можете ждать улучшений в своей жизни, потому что недовольны тем, что сейчас имеете. Не можете стоять в очереди, потому что вас раздражают люди, и вы вечно куда-то торопитесь. Не можете быть терпеливы к детям и к любимому человеку, значит, вы злитесь на них и требуете от них, чтобы их поведение соответствовало вашим представлениям. То есть тут взаимозависимый процесс.

Наличие внутри вас неправильных установок и отрицательных проявлений психики порождает нетерпение. Но и само отсутствие терпения, влечет за собой новый шквал плохих мыслей и эмоций. Все это высасывает наши силы, приводит к дисбалансу в психоэмоциональной сфере. Вот вам и нервное истощение, неврозы, а также всевозможные болезни тела. Так что хотите быть здоровыми, учитесь терпеть.

Не нужно терпеть через силу

А сейчас я вам скажу прямо противоположное. Не нужно терпеть через силу. Если вы для терпения применяете силу воли и стиснув зубы что-то терпите, то вы заработаете себе также физические болезни и психические проблемы. Почему такое противоречие?

Часто приходится слышать советы, что нужно терпеть, терпеть и все будет хорошо. Но тут смешиваются два противоположных понятия, а многие психологи не понимают сути дела.

Если вы чего-то ждете через силу, применяете силу воли, сильно стараетесь быть терпеливыми, то это не то терпение, которое нужно человеку и которое избавляет его от множества проблем, о которых я говорил. Допустим, вы стоите в очереди, начинаете злиться, выходите из себя. Но потом вспоминаете, что это не правильно, что нужно быть терпимее. Вы начинаете сдерживать свой гнев, всеми силами стараетесь его удержать. Вот тут вы совершаете большую ошибку. Не давая проявиться гневу наружу, вы тем самым загоняете его внутрь, где он начнет локализоваться в теле и вызывать болезни.

Вы создаете излишнее напряжение, приводящее сначала к энергетическому, а затем физическому блоку.

А чем же настоящее терпение, которое является признаком мудрости и которое нам нужно, отличается от того терпения, когда мы сдавливаем эмоции и загоняем их внутрь.

Сейчас расскажу.

Как выработать, как развить терпение в себе

Для того чтобы по-настоящему стать терпимее нужно не терпеть свои эмоции, не терпеть тех людей, которые вас раздражают, не терпеть свою судьбу или окружающую действительность, а именно принимать и понимать. Вот это и есть настоящая мудрость, зрелость человека, приводящая к настоящему, а не мнимому терпению. И только так вы обретете здоровье и счастье.

То есть, стоя в очереди, мы не терпим свою злость, а понимаем, что очереди не избежать и нужно просто ждать.


Проходя черную полосу своей судьбы, мы не впадаем в депрессию от этого, а понимаем, что такова судьба, такова жизнь, все наладится, пойдет белая полоса, нужно просто смириться и спокойно ждать. Ну, или действовать для изменения жизни в лучшую сторону. Но с пониманием обстановки, спокойно без суеты, потому что мы принимаем действительность такой, какая она есть, мы смиряемся, а не злимся на судьбу.

Когда дети, близкие люди делают не то, что мы хотим, то мы терпим это. Но терпя, это не значит, что мы терпим свою злость на них, а именно принимаем и понимаем их, их поступки. А если нужно что-то изменить в их поведении, мы спокойно, потому что нет злости, идем на разговор, объясняем, ищем компромисс. Вот это и есть настоящее, а не мнимое терпение. Настоящее правильное терпение еще называют терпимость.

Терпя свои отрицательные эмоции, мы на самом деле не стали терпеливее, мы остались внутри такими же, просто прячем это от всех внутри себя. Только принятие и понимание дает настоящее терпение или сказать более правильней - терпимость. Терпение и понимание, терпение и смирение вместе превращаются в терпимость.

Чем терпение отличается от терпимости можно подробно почитать в отдельной небольшой .

Чтобы по-настоящему стать терпеливее и спокойнее нужно:

  1. Принимать реальность такой, какая она есть. Принимать и понимать людей.
    Если жизнь или кто-то не соответствует вашим ожиданиям, нужно смириться с этим и надеяться на лучшее. Ну, или действовать, но уже с трезвой головой, взвешенно принимая решение.
  2. Быть осознанным. Часто причиной нетерпения является неконтролируемый шквал всевозможных отрицательных эмоций: злости, гнева, недовольства. Какое может быть тут терпение. Во время осознанности вы не подавляете их, не терпите через силу, а осознаете их, смотрите со стороны, а значит контролируете. Например, вам нужно что-то вытерпеть, вы чего-то ждете. На вас сразу наваливается чувство злости и нетерпения. Что нужно делать? Не терпеть злость через силу, а включить здравый смысл и осознанность. Во-первых, вы должны смириться с ожиданием, понять, что от этого никуда не деться (смотри первый пункт), а затем увидеть со стороны свой гнев, свое нетерпение. Если вы включите трезвомыслие и сможете отстраниться от гнева, посмотрев на него со стороны, то гнев сначала уменьшится, а затем полностью исчезнет. Он не будет затуманивать вам голову, а значит, вы обретете ясность. Это и есть осознанность, а она включается только когда вы, повторяю, трезво мыслите, можете создавать дистанцию между вами и вашими эмоциями, когда вы расслаблены и спокойны. Поэтому читайте следующий пункт, а про более подробнее можно почитать, нажав на ссылку.
  3. Быть расслабленным и спокойным. Если вы спокойно относитесь к любым ситуациям в жизни, то вы легко сможете быть терпеливым. Да, легко сказать будьте, но как это сделать при современном темпе жизни и при переизбытке всевозможных чувств и эмоций. Но не все так плохо. Во-первых, если вы будете следовать первому пункту, то станете спокойней по жизни. Ну а во-вторых, существуют специальные техники, которые обуздают шквал неконтролируемых проявлений психики, научат вас расслабляться, сделают вас более спокойным. Это , а также . Почитайте про них, перейдя по ссылке, попробуйте, и вы удивитесь, как сильно изменитесь в лучшую сторону, станете более спокойнее и терпеливее.

Специальных упражнений на развитие терпения не существует, просто следуйте моим рекомендациям, и вы непременно станете терпимее, а значит спокойнее.
Я думаю, вы поняли как нужно тренировать терпение, что помогает человеку стать всегда терпеливым к жизни, к людям.
В конце статьи приведу вам мудрые слова о силе терпения.

Мир принадлежит терпеливым.

Где есть любви хотя бы капля, там есть терпения океан.

Терпение это волшебный ключ, который открывает все двери.

Овладей терпением и тогда ты овладеешь всем.


Спокойствие и терпение это величайшие проявления внутренней силы, а имеющий такую силу сможет достигнуть всего, чего захочет!

В заключение хочу сказать, что если вы сможете быть спокойным и терпеливым человеком всегда, то сможете добиться успехов в любом деле. Будь это хоть и повышение здоровья, обретение счастливой жизни, учеба, работа, достижение финансового благополучия и так далее. Ведь в любом деле нужно не опускать руки при неудачах и идти дальше, а это возможно, если вы обладаете настоящим терпением - терпимостью. Чего я вам и желаю.

А сейчас я вам предлагаю вспомнить всем известную песню в исполнении Алисы Фрейндлих. Но теперь не просто послушайте ее, а вдумайтесь в слова песни.

Ведь в них заключена глубокая мудрость смирения и принятия. Мы должны смириться с тем, что есть, с разнообразием погоды и даже со своим уходом из этого мира. Это не смирение проигравшего, это мудрое реальное смотрение на мир. Не блуждание в своих фантазиях, а принятие мира таким, какой он есть на самом деле. Только в этом случае мы можем трезво действовать в любой ситуации, научиться истинному терпению, сможем понять как стать добрее и конечно же терпимее к людям, к миру.

Как научиться терпению и сдержанности в отношениях с детьми, партнерами, разными людьми, держать нервы в узде и не быть импульсивными? Как не злиться, когда кто-то выводит нас из душевного равновесия? Как набраться терпения и дождаться своей очереди, как отложить какое-то удовольствие на определенное время и заняться делом? На эти вопросы хотели бы знать ответ многие люди.

Терпение – добродетель на все времена

К сожалению, в стремительном ХХI веке терпение – добродетель немногих из нас. Непрерывная спешка, дефицит времени, быстрый темп жизни, огромное количество обязанностей приводят к тому, что мы становимся все менее и менее смиренными и спокойными, все хуже и хуже переносим необходимость ждать чего-то или кого-то, смиряться с какими-то обстоятельствами, ограничениями и поведением окружающих. В ситуации, когда все должно было быть сделано вчера, сложно принять то, что в сутках всего 24 часа, и быть терпеливой или терпеливым. Но ведь нужно же! Иначе в жизни – нашей собственной, и окружающих – негатива станет гораздо больше. Многие это понимают, поэтому готовы работать над своим характером, учиться уважать свое и чужое время. Итак, что можно сделать, чтобы быть сдержаннее и спокойнее, как набраться терпения?

Способы научиться терпению

Что выводит меня из равновесия?

Терпение — это понятие емкое по своему значению. Оно может означать умение держать нервы в узде, способность ждать или контролировать негативные эмоции. В поисках ответа, как научиться терпению, вначале следует определить, кто или что именно заставляет нас выходить из себя: капризничающие дети, трудный характер шефа, требовательный муж, жена-«пила», слишком любопытные соседи, необходимость мириться с финансовыми трудностями и т. д. Заставить нас быть нетерпеливыми может множество факторов – их нужно для себя «вычислить».

Я или они?

Когда мы осознаем, что выводит нас из равновесия, следующий шаг на пути к тому, чтобы набраться терпения, — задуматься, почему так происходит. Люди всегда найдут в себе что-то, что им хотелось бы изменить: внешний вид, черты характера, привычки и т.п. Только иногда сложно найти мотивацию для того, чтобы постоянно совершенствоваться. Гораздо чаще мы предпочитаем, чтобы другие приспосабливались к нам, и гораздо хуже относимся к необходимости идти на компромисс и подстраиваться под других.
А может быть и так, что мы вполне терпеливы по своему характеру, но при этом не можем быть ассертивными (что такое ассертивность – Википедия) и твердо заявлять окружающим, что что-то нас не устраивает, что с таким поведением мы не согласны. Иногда нужно не менять себя, а инициировать изменения в окружающей среде. Иными словами, если, к примеру, ребенок отвратительно себя ведет, а муж каждый день приходит навеселе да еще и распускает руки, большой вопрос, нужно ли все это принимать и искать ответ на вопрос, где набраться терпения и смирения.

Как обуздать внутреннего врага?

Если мы честно признались себе, что это именно у нас проблемы с терпеливостью, нужно начинать работу над собой.

  • Если понимаете, что внутри у вас все кипит, и вы скоро взорветесь, выйдите в другую комнату, постарайтесь успокоиться, начните глубоко дышать. Неплохо срабатывает прием отвлечения на что угодно – хоть на подсчет цветочков на обоях или декламацию стихотворения. Это может показаться нелепым, но это лучше, чем обнаружить свое раздражение или гнев перед окружающими, сорваться на ребенке, что может иметь плохие последствия. Такие приемы эффективны, но краткосрочны, поэтому работу над терпением и сдержанностью стоит вести на более серьезном уровне.
  • Во многих случаях изменять отношение ко времени и окружающей действительности, учиться терпению позволяют упражнения из йоги, освоение медитации или повторение мантр, например, «Я терпеливый/терпеливая», «Я полностью контролирую себя».
  • Стоит вырабатывать в себе философский подход к жизни: над тем, что можно изменить, мы работаем, а то, чего изменить нельзя, нужно просто принять и зря не нервничать.
  • Необязательно время — это деньги, как любят у нас говорить. Иногда спешка, лихорадочные темпы очень вредны. Лучше медленно обдумать каждое свое решение, чем потом сожалеть о неразумном выборе. Помимо прочих, есть еще одно последствие неудачных решений: они могут привести к потере терпения по отношению к самим себе. В этом случае тренировки навыков социального общения может оказаться недостаточно, и придется пользоваться психологической помощью.

Терпение и типы темперамента

Тот, кто хочет научиться терпению, должен понимать, что эта черта характера тесно связана с типом темперамента, соотношением процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Выделяют следующие темпераменты:

    • холерик – человек вспыльчивый, неугомонный, энергичный, активный, стремящийся лидировать;
    • сангвиник – веселый, жизнерадостный, общительный, разговорчивый, забывчивый;
    • меланхолик — перфекционист, эмоциональный, чувствительный, верный, склонный к депрессии;
    • флегматик — медлительный, уравновешенный, сдержанный.

Вполне очевидно, что холерикам будет сложнее набраться терпения, чем неспешным флегматикам, у которых всегда на все находится время. Каждому из обладателей этих типов темпераментов приходится искать свою индивидуальную стратегию «приручения» времени и своего характера. Так, холерик сталкивается с необходимостью работать над своей возбудимостью. Сангвиник, в свою очередь, должен работать над лучшей организацией работы, систематизацией выполнения обязанностей. А меланхоликам и флегматикам стоит искать способы мобилизовать себя к более активным действиям.

Ответ на вопрос, как набраться терпения, как научиться сдержанности и спокойствию в отношениях с мужем или женой, ребенком, чужими людьми, может быть разным. Но в любом случае его стоит искать. Ведь от того, что вы станете толерантнее и благодушнее, будет лучше и вам, и всем вокруг.

(7 голосов : 4.86 из 5 )

Что такое терпение

Как терпеть обиды, оскорбления, грубость, клевету. По советам отцов Церкви и великих старцев

Терпение - это добродетель, во всяком страдании полагающаяся на волю Божию и святой Его Промысел.

Терпение есть непрерывающееся благодушие.

Терпение в том состоит, чтобы во всех прискорбных и трудных обстоятельствах не унывать и не печалиться, как в телесных трудах, так и в душевных помыслах, но мужественно и благодушно претерпевать все злострадания даже до смерти, в надежде на милосердие Божие, по слову Господню: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (). И еще: претерпевый же до конца, той спасен будет ().

Область терпения широка и протягивается в долготу всей жизни человека, равно как объемлет собою и все судьбы человечества в мире сем. С терпением человек приобретает и сохраняет все блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол; вышед из терпения, он тотчас в опасности утратить благо и пострадать от зла или, что более бедственно, сделать зло. Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, или дарования духовного, ни спасения. Ибо Царствие Божие нудится ().

Преподобный старец Вонифатий

Терпение есть та плодородная земля, на которой произрастает всякая добродетель. Вспомните евангельскую притчу о сеявшем семя на поле своем: «…иное упало при дороге… иное упало на камень… иное упало между тернием… а иное упало на добрую землю» (). Те семена, которые упали при пути, на камнях и в тернии, погибли, и только одно из них, упавшее на хорошую землю, принесло обильный плод. Что же это за добрая, хорошая земля? Послушаем, как объясняет это Христос: семя, «упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (). Послушаем эти слова: «приносят плод в терпении». Терпение есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел.

Почему надо быть терпеливым

Обладающие терпением избавляются от многих скорбей.

Терпеливый достигает всякой добродетели.

Все святые достигли обетований постоянным и долгим терпением.

Поэтому будем каждый день побуждать себя, чтобы и нам с ними наследовать Царство Небесное.

Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни.

Беден и окаянен тот, кто не приобрел терпения; он колеблется ветром, не переносит обиды, малодушествует в скорбях, ропщет при поучении, прекословит в послушании, ленив в молитвах, медлителен в ответах, склонен к спорам.

Какую великую пользу приносит терпение в обществе и всяком звании! Терпением сохраняется любовь и согласие между властями и подвластными, между родителями и детьми, между господами и рабами, между братьями, между друзьями, между соседями, между покупающими и продающими, так что без терпения никакого добра быть не может. От нетерпения муж с женой, брат с братом, друг с другом ссорятся и враждуют там, где должно быть миру и согласию. От нетерпения господин раба, отец сына, муж жену, властелин подвластного мучает и бьет. От нетерпения в пострадавших возникает злой умысел на бьющих; отсюда бывает, что раб господина, жена мужа, подвластный властелина, сын злого отца готов убить и убивает, и много такого зла случается. Терпение же все зло пресекает. Нетерпение разоряет дома, села, города и государства, ибо от нетерпения - несогласие, от несогласия - ссора и брань, от брани - кровопролитие и убийство в людях, составляющих общество. Терпение все это зло предотвращает. Ибо где терпение, там нет ссоры и брани.

Вся жизнь человеческая соединена с терпением, как каменоздание с растворенной известью. Что известь для кирпича при созидании стены, то при каждом шаге жизни терпение.

Еще не явился человек на свет, а уже терпит за него мать, а вероятно - и само дитя, и с первой пеленкой приучается ребенок к терпению - на пользу и спокойствие себе.

И отселе до последнего могильного покрова вся жизнь складывается в терпении: терпение в возрасте, терпение в науке, терпение в обращении с людьми, в трудах и болезнях. Наконец, терпением обретается спасение: претерпевый же до конца, той спасен будет (), говорит Господь.

Так не обегай же терпения, не ропщи, когда оно посетит тебя, но как старого знакомого встречай, и надеждой на Бога провожай его с миром, - и будешь не только смиренная, но и мудрая.

Преподобный Антоний Радонежский

Как учиться терпению

«Батюшка! научите меня терпению», - сказала одна сестра. «Учись, - ответил старец, - и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей». Преподобный

Ты, матушка, просишь научить тебя терпению… Чудная ты какая! Ее учит Бог! Ее учат люди - сестры! Ее учат обстояния всей жизни! И все они учат тебя терпению, учат делом, самою вещию, самим естеством способности терпеть - ты просишь у меня урока теоретического терпения… Терпи все находящее - и спасешься!

Видно, что стараешься и желаешь спастись, - только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтоб терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь.

Преподобный Анатолий Оптинский

Всякое доброе дело с терпением и скорбию исправляется: после те же, кои ныне по нерассуждению ропщут, будут благодарить. Апостолы во время проповеди, хотя и были соблазном для иудеев, а для еллинов безумием, но не преставали проповедать Христа распята; и терпением своим всю вселенную прошли и насадили веру Христову; а ежели бы они, смотря на соблазн и на ропот, оставили проповедь, какая бы была польза? Вам можно в малом образе взять сие для себя примером… Преподобный

…Надобно учиться терпению не тогда, когда мы бываем за вину порицаемы, но когда невинно поносимы и укоряемы.

Преподобный Макарий Оптинский

Надо терпеть умея, а то можно протерпеть и никакой пользы не получить. Во-первых, блюди святую веру и веди безукоризненную жизнь по вере, всякий же случающийся грех тотчас очищай покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя, что все, исходящее от Господа, посылается Им во благо нашим душам, за все искренне благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жажду ее как питья, хотя горького, но целительного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенести. По-христиански ли ты претерпишь ее или не по-христиански - все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропот не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, осознай себя стоящим еще и не такой беды, осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего.

Не начинай ничего, не обдумав и не рассчитав, что на предпринятое хватит сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по показанию тех же внушений Господа в притчах, чтобы вооружиться заранее самоотверженностью и терпением. Посмотри, есть ли у тебя эти опоры всех тружеников в добре, и если есть - начинай дело, а если нет, то заранее запасись ими. Если запасешься, то что бы ни встретилось на пути к исполнению намерения, все перетерпишь и преодолеешь и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что если дело трудновато - брось его, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобой никогда такого, чтобы ты сказал: «Иду», а потом не пошел.

Терпение укрепляется молитвой, которая испрашивает Божию помощь в несении наложенного креста. Как страждущие дети говорят о печали своей родителям и от них получают утешение или как друг своему верному другу сообщает о сердечной скорби и оттого чувствует на сердце некую отраду, так и мы чувствуем облегчение нашей печали, когда Богу, Который есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (), сообщаем нашу печаль в молитве.

Святитель Тихон Задонский

Терпеть не умеешь - учись самим терпением. Возмалодушествуешь - опять берись за это спасительное оружие. А со временем и натореешь, ибо всякой добродетели, как и какому-нибудь искусству, выучиваются не сразу, а много пройдет времени и много положишь трудов, тогда уж и дастся наука.

Бог наш не именуется Богом праздного бездействия и утех, но Богом терпения и долготерпения. Он действительно производит терпение и благодушие в тех, кто предает Ему себя, чтобы они одерживали победу дивную и новую, подобную той, какую одержал Христос, распятый и вкусивший смерть. Он победил убийц Своих и мир, теперь же уделяет от подобной силы Своей и тем, которые страждут за Него, и через них снова побеждает тех же убийц и мир. Это надо знать всякому христианину, чтобы кто не оказался всуе верующим во Христа, как не знающий таинства христианства.

Как терпеть недостатки ближних

Помяни, сколько ты от юности согрешал перед Богом, но терпел тебя Господь. Что, если бы Бог поступил с тобою по правде Своей? Давно бы душа твоя сошла в ад. Как Бог долго терпел тебя и делал тебе по милости Своей, так и ты делай ближнему твоему.

Святитель Тихон Задонский

Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, перенеси это с радостью, ибо, рассмотрев помыслы свои перед Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил.

Кто ради Бога, для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе.

Преподобный авва Исаия

Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших благ для тебя.

Преподобный авва Исаия

Когда увидишь, что враг огорчает тебя, не говори ни одного оскорбительного слова и не желай ему зла за это, но войди (в ), преклони колени и, проливая слезы, моли Бога прекратить скорбь, потушить печаль.

Бог повелевает нам делать добро, и терпеть обиды, и не воздавать злом за зло; диавол советует противоположное. Когда делаем добро и терпим, повинуемся Богу, а противимся диаволу, который учит злу и отводит нас от терпения. И так, побежденный терпением, как побитый палкой пес, он убежит от нас. Тогда Бог будет стоять за нас и от нас его будет прогонять. Об этом и святой Златоуст говорит: «Диавола нужно побеждать терпением».

Хочешь ли не уступать и противиться диаволу? Уступай людям, и не противься им, и не воздавай злом за зло. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ().

Святитель Тихон Задонский

Ты не должен ожидать терпения от добродетели других, то есть не жди, что ты приобретешь его, если никто не будет огорчать тебя (что, впрочем, не в твоей власти). Лучше приобретай его своим смирением и великодушием, которые в твоей власти.

Авва Пинуфий

Терпение имейте ко всем, «никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками… Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», - говорит апостол (). Если кто-либо один будет зол, всякий другой да будет благ; если один будет безумен, всякий другой да будет разумен; если же оба будут безумны, яры, оба будут злы, то зло пребудет неразрушимым, средостение вражды непоколебимым: «Терпение нужно вам, - говорит апостол, - чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (). Ибо когда мы много раз омрачаемся самолюбием и самоугождением, то проясняемся скорбью и терпением. Когда честью и славой возносимся, то бесчестием и поруганием человеческим смиряемся. Когда прахом сладострастия и плотоугодия посыпаемся, то уничижением и поношением омываемся. Поэтому не раздражайся сильно на оскорбляющего тебя, но раздражайся больше на свой грех, возбуждающий сердце твое против него.

Не ропщи и не позволяй себе кого-нибудь оскорбить.

Христос подвергся за нас позорнейшей смерти, поэтому и мы, ради Его заповеди и за свои грехи, должны терпеливо и спокойно переносить… справедливые и несправедливые оскорбления и бесчестия.

Конечно, легче бы было с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай, но туда со креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбьми достигается! Вам, как и мне, более нравится находиться всегда в спокойном положении, но иже Христовы суть, те распинают плоть свою со страстьми и похотьми. Мы же с вами весьма безсильны и многонемощны, и подумать страшно о распятии, о железных гвоздях и копии! По крайней мере, претерпим Бога ради хотя косой взгляд, холодный прием и отказ о просимом и хотя с сих ничтожных степеней начнем свое распятие, и, Бог милостив, проберемся и мы за великими страдальцами в Царство Небесное!

Как терпеть обиды, оскорбления, грубость, клевету

Желающим жить благочестиво нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо «по причине умножения беззакония» во многих уже охладела любовь ().

Святитель Тихон Задонский

Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай - зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую (). - В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать - это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т. е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания.

Христос повелел не только благодушно и с кротостью перенести обиду, надо идти дальше в мудрости: быть готовым терпеть больше, чем хочется обидчику, силой терпения победить его дерзкую наглость, чтобы он удивился твоей необычайной кротости и с тем отошел прочь.

Когда терпим что-либо от злых людей, то, взирая на Начальника нашего и Совершителя веры, будем представлять себе, что… терпим за добродетель и за Него. Если станем помышлять об этом, то все будет легко и переносимо. В самом деле, если каждый даже хвалится тем, что страдает за возлюбленных, то будет ли чувствовать какую-либо скорбь тот, кто претерпит что-нибудь за Бога?

Святитель Иоанн Златоуст

Поношение и оклеветание бывают или правдивые, или ложные. Правдивое - если мы подлинно виноваты в том, за что нас поносят, и потому приемлем достойное; тогда нужно исправляться, чтобы поношение упразднилось и стало ложным. Ложное поношение - когда мы не виноваты в том, за что нас поносят; и это поношение нужно терпеть с радостью и утешаться надеждой на вечные Божии милости. К тому же, хотя в том не виноваты, за что поносят нас, но в другом согрешили, и потому нужно терпеть.

Святитель Тихон Задонский

Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимии за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас - милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно.

Святитель Феофан Затворник

Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой.

По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе.

Человек оскорбил тебя? Неужели из-за этого ты станешь оскорблять Бога? Не примириться с оскорбившим - значит не столько мстить ему, сколько оскорблять Бога, заповедавшего примирение.

Преподобный Ефрем Сирин

Прошу вас, сколько можно, терпеть с молчанием всякие оскорбления и скрывать то в сердце своем, да видит Господь смирение ваше и покроет вас щедротами Своими. Хотя бы в самой горькой крайности находились вы, и тогда никому не жалуйтесь на участь вашу, но о всем благодарите Господа, и Господь силен удивить на вас милость Свою.

Старец Георгий Затворник

Вас оскорбляют? Оскорбляют и Бога. Вас поносят? Поносят и Бога. Вас подвергают оплеванию? То же терпел и Господь наш. В этом Он имеет общее с нами, а в противном - нет. Он никогда не оскорблял, да и не будет, не поносил, не обижал. Следовательно, мы (оскорбляемые) имеем общее с Ним, а не вы (оскорбляющие). Переносить оскорбления свойственно Богу, а оскорблять, напротив, - диаволу. Вот две противоположные стороны.

Святитель Иоанн Златоуст

Мудрый и кроткий, переносящий обиды и оскорбления от врагов, когда оскорбляют - не оскорбляется и когда обижают - не обижается. А если говорить правду, обиженными и оскорбленными бывают сами обидчики и оскорбители: их и люди осуждают, о них и отзываются худо. А кто выше оскорбления и обиды, тот и здесь бывает увенчан от всех похвалами, как победивший не только врага, но и раздражительность, и там приемлет от Бога великие награды. Если же скажешь, что много нужно пота и труда, чтобы все перенести, не буду отрицать этого, но скажу, что большими трудами мы заслуживаем венцы.

Если тебя оскорбит друг или огорчит кто-нибудь из ближних - помысли о своих согрешениях против Бога и о том, что своей кротостью в отношении к ним ты умилостивишь для себя будущий Суд.

Святитель Иоанн Златоуст

Подлинно великую награду назначил Господь за перенесение не только гонений, ран, уз, убийства и смерти, но и одного лишь оскорбления и слов поношения ().

Преподобный Ефрем Сирин

Когда потерпишь какое-либо бесчестие от людей, считай, что это послано от Бога к твоей славе; когда Он придет, ты окажешься верным и избежишь осуждения.

Что значит «терпеть о Господе»?

Терпеть о Господе - значит великодушно переносить бедствия и страдания за веру в Господа. Подлинно, этот род терпения заповедует Господь наш, когда говорит Своим последователям: «Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (). Так терпели о Господе святые мученики!

Но Господь обещает спасение только претерпевшему до конца; мученичества же прекращаются - прекращается и терпение этого рода, и нужно далее изыскивать, что значит терпеть о Господе, хотя бы не было бедствий и страданий, испытывающих терпение. В слове Божием находим, что терпеть о Господе иногда значит прилежно и неослабно молиться, пока не умилостивим Бога и не будем услышаны: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» (). Кроме того, и вообще люди мужественные и постоянные в подвигах благочестия называются терпящими о Господе, что можно видеть в следующем изречении: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут» (). Все эти виды благочестивого терпения, или, одним словом, постоянство в вере, заповедовал святой Варнава антиохийским христианам, когда молил их - не только по необходимости, по требованию обстоятельств, но искренним сердцем терпеть о Господе.

Если и не воздвигаются ныне на последователей Христовых гонения, производящие мученичество, и ныне, однако, как и всегда, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (). Итак, посылается ли на тебя бедствие и скорбь, и при тщательном испытании своей совести ты познаешь в этом наказание за грехи, терпи о Господе и говори с Псалмопевцем: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои… Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (). Если же и не замечаешь того, что по твоей вине навлечено на тебя бедствие, которое постигает тебя, и тогда терпи о Господе и говори с Иовом: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» ().

Учит тебя благодать Божия молиться Богу об избавлении от бед, просить Его помощи в нуждах, особенно духовных, относящихся ко спасению твоей души и к вечному блаженству, - берегись и в этом святом упражнении непостоянства и нетерпеливости. Господь заповедал нам «всегда молиться и не унывать» (), то есть не тяготиться молитвой, но пребывать в ней неослабно. Видишь ли плод твоей молитвы? Усугуби ее благодарением Богу, Который «насыщает благами желание твое» (). Не получаешь просимого? Признавай несовершенство молитвы твоей и продолжай ее с новым усердием, помышляя, что Всеблагой Отец Небесный если видимо не исполняет твоего желания, то, без сомнения, невидимо печется о благе твоем более, чем ты можешь познать и вообразить. Так и в молитве терпи о Господе.

Какой бы ты ни предпринял благочестивый подвиг, в какой бы ни начал упражняться добродетели, не изменяй принятому однажды благому намерению. И хотя бы предстояли тебе препятствия, хотя бы казалось тебе, что успех не соответствует твоему ожиданию, не отчаивайся, не малодушествуй. И напротив, хотя бы показалось тебе, что ты преуспел в добром деле и подвиге, не ленись, не будь беспечен, признавая себя неключимым рабом, даже если и все повеленное сотворил, ибо и в этом случае ты сделал только должное () и потому не имел бы еще права остаться без дела. Таким образом, в трудности подвига уповай на Господа и терпи о Господе; в успехе не полагайся на себя и тоже терпи о Господе.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно - при нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи! даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! даждь мне зрети моя согрешения и никого не осуждати!

«Претерпевший же до конца спасется» (). Но не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то и жизнь эта, чтобы терпеть, и всякий что-нибудь терпит, и терпит до самого конца. Но терпение не идет впрок, если оно не бывает ради Господа и святого Евангелия Его. Вступи на путь веры и заповедей Евангельских - поводы к терпению умножатся, но терпение с этой минуты начнет плодоносить венцы, и то терпение, которое до сих пор было пусто, сделается плодоносным. Таким ослеплением помрачает нас враг, что только то терпение и представляет тяжелым и невыполнимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего не стоящим, хотя оно тяжелее и безотраднее того, которое несут борющиеся со страстями и противящиеся врагу! А мы слепы и не видим этого… Трудимся, терпим и выбиваемся из сил ради врага, на свою же погибель.

Святитель Феофан Затворник

Терпение бывает разное. Иногда человек терпит лишения и скорби по их неизбежности с ропотом и озлоблением, не помышляя о воле Божией. За такое озлобленное терпение человек не получит в награду вечную, блаженную жизнь. Но бывает терпение по вере, когда человек встретившиеся трудности и скорби претерпевает как посланные или попущенные Богом для испытания его в вере и благочестии. Тогда человек терпит скорби, как очистительную жертву за грехи свои, с надеждой на то, что, претерпевая по воле Божией скорби в очищение грехов, он приобретает дерзновение на любовь к Богу, у Которого источник жизни вечной. Вот такое терпение, посвященное Богу, и является спасительным.

Определяемый Богом человеку путь жизни может иметь разные виды скорбей. Иногда человеку приходится иметь скорби от человеческой несправедливости, притеснений и клеветы. В таких обстоятельствах апостол Петр утешает так: «ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (). Если человек страдает от болезни, апостол утешает тем, что страдающий плотию перестает грешить (). И покаявшись в грехах прежних, человек становится очищенным и угодным Богу.

Но терпеть все-таки трудно. А может быть, можно без терпения? Без терпения можно существовать, но жить нельзя. Мы, грешники, существуем и действуем со грехом и во грехе. А совершающий грех подлежит ответственности и наказанию страданием. А чтобы перенести эти страдания с пользой для себя, и требуется терпение.

На всякие скорби Апостол Петр дает нам такое утешение: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (). А так как через терпение человеку бывают полезны всякие скорби, то само терпение является добродетелию, как необходимое свойство веры. Об этом Апостол говорит так: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности - воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, в благочестии - братолюбие, в братолюбии - любовь» (). А любовь есть союз всех добродетелей и исполнение воли Божией.

Сознавая, насколько спасительно терпение, многие святые принимали на себя разные добровольные подвиги терпения: усиленные посты, воздержание от сна, труды телесные, и прочие подвиги, что и называлось самоозлоблением и злостраданием. Терпение всегда и всюду необходимо: в страданиях - чтобы не ожесточаться и не отчаиваться, а в подвиге - чтобы не возгордиться. Итак, терпение всегда будет нам полезно, если оно будет посвящено Богу.

Старец иеромонах Петр (Серегин)

Преподобный «Слово о терпении»

Господь сказал: претерпевши же до конца, той спасен будет (). Терпение служит укреплением для всех добродетелей. И ни одна из добродетелей без него не может устоять, ибо всякий обратившийся вспять не управлен есть в Царствии Божии (). Если кто-либо думает, что он причастен и всем добродетелям, но не претерпит до конца, то не избежит сетей диавольских и не будет управлен к достижению Царства Небесного. Ибо и те, которые уже здесь получили обручение (жизни вечной), имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за подвиг. Во всяком искусстве и при всяком знании необходимо терпение. И справедливо; потому что без него не совершаются и самые внешние дела; но если бы какое-нибудь из них и совершилось, то нужно бывает терпение для того, чтобы совершившееся сохранилось. И просто сказать: всякое дело прежде, нежели совершится, с терпением совершается, и совершенное терпением сохраняется, и без него не может устоять, да и не получает конца. Ибо если это дело хорошее - терпение податель и хранитель его; если же худое - терпение подает (в нем) покой и великодушие и не попускает искушаемому томиться малодушием, обручением геенны. Ему свойственно умерщвлять отчаяние, умерщвляющее душу. Оно научает душу утешать себя и не унывать от множества браней и скорбей. Уклонившийся от него Иуда, как неопытный в брани, нашел себе двоякую смерть. Усвоивший его себе апостол Петр, как опытный в брани, и в самом падении победил низложившего его диавола. Усвоив терпение, монах тот, некогда павший в блуд, победил победившего его, потому что не послушал помысла отчаяния, который понуждал его уйти из кельи и пустыни, но с терпением говорил своим помыслам: не согрешил я, и опять говорю вам: не согрешил. О божественное благоразумие и терпение доблестного мужа! Терпение усовершенствовало блаженного Иова и первые его добрые дела. Ибо если бы немного уклонился от него праведный, то потерял бы и все прежнее; но Знавший его терпение попустил бедствие, к усовершенствованию его и пользе многих. Познавший пользу терпения прежде всего старается приобрести его, по слову Великого Василия, который говорит: не на все страсти вооружайся вдруг; может быть, не получишь успеха и обратишься вспять и не управлен будешь в Царствии Божии (ср.: ); но борись с каждою из страстей порознь, начиная с терпения того, что тебя постигает. И поистине так. Ибо если кто-либо не имеет терпения, то никогда не может устоять на войне видимой, и не только себе, но и другим наносит своим уклонением бегство и погибель. По слову, которое Бог сказал Моисею: страшливый на брань да не исходит и проч. (ср.: ). Но при видимой войне иной может оставаться внутри дома и, может быть, не выходит на войну; хотя чрез это и лишится даров и венцов, и останется, может быть, в бедности и бесчестии. В мысленной же брани невозможно найти места, где бы ее не было; хотя бы и все творение прошел кто-либо, но куда ни пойдет, везде встретит брань. В пустыне - звери и демоны и прочие злополучия и страшилища. В безмолвии - демоны и искушения. Среди людей - демоны и люди искушающие. И нигде нет места без испытаний, потому без терпения и невозможно найти покой. Терпение же происходит от страха и веры и начинается с благоразумия. Благоразумный испытывает дела согласно уму, и. находя их тесными, как сказала Сусанна, избирает лучшее, как и она. Ибо эта блаженная воззвала к Богу: тесно ми отвсюду; если я исполню желание беззаконных старейшин, душа моя погибнет за прелюбодеяние, если же ослушаюсь их, оклевещут меня в прелюбодеянии и как судьи народа осудят меня на смерть; но лучше мне прибегнуть к Всесильному, хотя и смерть предстоит (). О, каково было благоразумие этой блаженной! Рассудив так, она не ошиблась в своей надежде. Но как только собрался народ, и беззаконные судьи воссели, чтобы оклеветать ее и осудить неповинную на смерть, как прелюбодейцу, тотчас двенадцатилетний Даниил явился от Бога пророком и избавил ее от смерти, обратив смерть на старейшин, хотевших осудить ее беззаконно. Примером Сусанны Бог показал, что Он близок к тем, которые желают ради Него терпеть искушение и не хотят оставить добродетель по нерадению из-за скорби, но предпочитают закон Божий, и в терпении того, что их постигает, увеселяются надеждою спасения. И справедливо. Если предстоят два бедствия: одно временное, а другое вечное, то не лучше ли избрать первое. Потому и говорит святой Исаак: лучше терпеть бедствия из любви к Богу и прибегать к Нему, в надежде вечной жизни, нежели, по страху искушений, отпасть кому-либо от Бога, впасть в руки диавола и с ним идти в муку (; ). Потому хорошо было бы, если бы кто, подобно святым, радовался в искушениях, как боголюбивый; если же мы не таковы, то изберем, по крайней мере, легкое, ради предлежащей необходимости. Ибо нам необходимо или здесь бедствовать телесно и царствовать мысленно со Христом, в нынешнем веке, ради бесстрастия, и потом в будущем; или отпасть по страху искушений, как было сказано, и пойти в вечную муку, от которой да избавит нас Бог, чрез терпение бедствий здесь. Терпение есть как бы камень, неподвижно стоящий против ветров и волн житейских, и достигший его не изнемогает при наводнении и не возвращается назад; но, и находя покои и радость, не увлекается самомнением, а всегда пребывает одинаковым, и в благоденствии и в злополучии; потому он и пребывает невредимым от сетей врага. Когда встретит бурю, терпит с радостию, ожидая конца; когда и тихая погода бывает, ожидает искушения до последнего издыхания, по слову Великого Антония. Такой познает, что в этой жизни отнюдь ничего нет неизменного, но все проходит, потому он и нимало не заботится о чем-либо земном, но предоставляет все Богу, ибо Он печется о нас. Ему подобает всякая слава, честь и держава во веки. Аминь.

Святитель Тихон Задонский «Причины, побуждающие к терпению, или утешение в терпении»

Первая. Всякое неблагополучие, бедствие и страдание по Божию Промыслу бывает. Так и написано: Добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство - от Господа ().

Вторая. Особенно в нынешнее время хотящим благочестно жити нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо по причине умножения беззакония, уже во многих охладела любовь. Таким образом, всякому, хотящему благочестно жити, к терпению готовиться должно ().

Третья. Терпение, как выше учит святой Иоанн Златоуст, - грешников от казни освобождает, праведникам награду умножает (Послание 4 к Олимпиаде).

Четвертая. Высокая добродетель - терпение, с которой ничто не может сравниться. Терпение бед, - как говорит Златоуст святой, - милостыню и иные многие добродетели превосходит (Беседа 31 на евангелиста Матфея). И еще говорит: «Нет ничего равного терпению» (Послание 7 к Олимпиаде).

Пятая. Весьма знатная победа - врагов терпением побеждать, как тот же святой Иоанн Златоуст учит (Беседа 85 на евангелиста Матфея).

Шестая. Терпением дьявол побеждается и посрамляется, - как пишется о Иове праведном.

Седьмая. За терпение обещается вечная жизнь и слава, ибо говорит Христос: Претерпевший же до конца спасется (). Ожиданием славы всякий в терпении может утешаться.

Восьмая. Всякое страдание и бедствие, хотя бы и долгое было, смертью прекратится.

Девятая. Хотя велико страдание наше, но грехи наши, которыми мы величество Божие оскорбили, далеко большие, и большего наказания достойны.

Десятая. Бог наказывает нас здесь, чтобы мы спасение вечное получили. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, - говорит апостол, - чтобы не быть осужденными с миром ().

Одиннадцатая. Требует Божия правда, чтобы грешник за грехи наказан был. Если нужно грешнику быть наказанным, лучше здесь быть наказанным и с благодарением терпеть, чем в будущем веке без конца в мучении пребывать. Здесь наказывает Бог и утешает, а там нет утешения; здесь наказания легкие, отеческие, а там жестокие; здесь кратковременные, а там вечные. Ибо сто лет здесь всякое страдание терпеть - ничто в сравнении с вечностью. Слушай евангельского богача, который здесь каждый день пиршествовал блистательно, как он вопиет: Отче Аврааме! умилосердись надо мною, - вопиет (), но бесполезно, и вовеки будет вопить.

Двенадцатая. Бог, по богатству, благости, кротости и долготерпению Своему, терпит нас, ожидая от нас покаяния: и нам должно терпеть, когда наказывает нас за грехи, и благодарить Его, что Он за беззакония наши не поразил нас, а этим наказанием ищет спасения нашего.

Тринадцатая. В благоденствии человек возносится, в злострадании же смиряется; для того Бог посылает человеку крест, чтобы смирялся, и так не потерял бы вечного блаженства.

Четырнадцатая. Терпеть или не терпеть и роптать в страдании, однако же того не миновать, что суд Божий нам определил, а от нетерпения награда губится.

Пятнадцатая. Терпением облегчается страдание. Посмотри всякий на тех, которые находятся в долговременной болезни: так они терпением к той болезни привыкли, что как бы и не чувствуют ее; напротив, нетерпением умножается болезнь, как сама жизнь показывает.

Шестнадцатая. Всякое страдание может быть или жестоким, или легким: если жестокое, то скоро прекратится смертью; если легкое, то сносно и удобно можно терпеть.

Семнадцатая. Кто страждет, должен так в себе помышлять: ведь до сего времени терпел я, значит, и далее так же можно терпеть; вчера терпел, значит, и сегодня, и завтра можно терпеть.

Восемнадцатая. Христос Сын Божий неповинно и ради нас терпел, нам оставив пример, дабы мы шли по следам Его (). Нам тем в терпении должно утешаться, что Христос безгрешный терпел.

Девятнадцатая. Страждущий, смотри на тех, которые большую имеют скорбь и болезнь, но терпят. Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-нибудь утешение от служащих тебе, посмотри на тех, которые большую, чем ты, имеют болезнь, которые внутри огнем скорби и печали сжигаемы, извне все ранами осыпаны; к тому же не имеют того, кто бы им послужил, кто бы их накормил, напоил, поднял, омыл от ран, но терпят.

Если терпишь изгнание, приведи на ум каторжных, которые в кандалах, в рубищах, полунагие, от дома и отечества удаленные, каждый день биение и раны принимают. Днем на тяжкой работе, а ночью в темницах, наполненных нечистотами и смрадом, заключены, без всякого утешения пребывают, и смерть для них приятнее, чем жизнь.

Если терпишь нищету, помысли о тех, которые прежде были богатыми и славными, но до того дошли, что ни себя, ни жену, ни детей не имеют чем напитать, одеть, где головы преклонить; скитаются по чужим дворам, к тому же долгами обременены; отовсюду тесноту, печаль, скорбь несносную имеют, как будто в печи горят; ты, хотя своего самого необходимого и не имеешь, можешь испросить именем Христовым, а они и просить стыдятся, потому что прежде славными и богатыми были. Посмотри еще на бедных крестьян, нищих, полунагих, больных, лежащих без движения, с которых подати и оброки требуются, а они не только дать не могут, но и сами нуждаются, кто бы им дал, да еще и послужил бы по причине их крайней нищеты и болезни.

Если терпишь поношение и клевету, приведи на память сидящих на высоком месте, сколько они терпят от подчиненных роптаний, поношений, злословия, ругани, наветов, коварств, лукавства, проклятий, насмешек и язвительных укорений, по подобию дерева, на высоком месте стоящего, которое от всякого и малейшего ветра колеблемо бывает. - Так и от прочих прими себе подкрепление в терпении. Они большее и жесточайшее терпят: тебе ли малого не терпеть?

Двадцатая. Снизойди умом в ад и рассуди, как осужденные там мучаются, и во веки будут мучиться; если можно было бы, желали бы они здесь хоть до скончания мира в огне гореть, только бы от вечного освободиться мучения.

Двадцать первая. Возведи умные очи в небесные селения и осмотри всех там живущих: ни одного не найдешь, кто бы путем терпения не пришел туда.

Двадцать вторая. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, - говорит апостол Павел (). Ибо какое бы зло ты ни терпел здесь, однако терпение это недостойно будущей славы, которая уготована терпящим. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ().

Двадцать третья. В страдании своем вспомни об ужасном страдании святых мучеников: одни из них палицами биты были, иным зубы и глаза исторгнуты; у иных язык, руки, ноги и сосцы отсечены; иные почти все раздроблены, ко крестам пригвождаемы были; иные на съедение зверям брошены; иные в воде потоплены; иные огнем сожжены; иные живыми в землю зарыты; иные в раскаленных медных печах затворены были; с иных кожа и плоть до костей сдираема была; иным смола, олово растопленное в уста вливаемо было, и прочие несказанные мучения они претерпели, но все так великодушно терпели, что даже смеялись над мучителями. Правда, они терпели все это с помощью Христовой, но та же помощь Христова и ныне готова всем терпящим. Иисус Христос вчера и сегодня, и вовеки Тот же ().

С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ().

Епископ Петр (Екатериновский)

О терпении и кротости

Как от удовольствий и всех приманок их надобно воздерживаться, удаляться, чтобы не привязалось к ним сердце, так и при встрече неудовольствий надобно обуздывать раздражение чувств, чтобы сердце не отвращалось от них до ненависти, которая есть гибельная болезнь души. Так как неприятные предметы действуют на нас двояко: или, сильно раздражая чувства, производят в них противодействие (реакцию) болезненным впечатлениям - возбуждают гнев, или чрезмерно подавляют наши чувства - производят скорбь, то от обуздания беспорядочного возбуждения чувств происходят две добродетели: терпение и кротость; первое умеряет скорбь, а последняя - гнев. К терпению относятся: равнодушие, когда мы безбоязненно встречаем наступающие несчастья или скорби; великодушие, когда среди постигших нас несчастий не смущаемся, не упадаем духом, переносим их без уныния, ропота, с преданностью воле Божией.

Необходимость терпения и кротости>

Терпение и кротость совершенно необходимы для достижения нравственного совершенства и спасения. Это видно из многих мест Священного Писания, где предлагаются побуждения приобретать их (см.: ; ; ; ; ). Впрочем, для добродетели терпения не требуется, чтобы мы вовсе не чувствовали скорби в несчастии; это и невозможно; это значило бы истребить в душе самую способность чувствующую, что совершенно противно намерению Творца, а нужно только укрощать это чувство, умерять его едкость, чтобы оно не расстраивало деятельности прочих способностей душевных, чтобы не дойти до уныния и отчаяния. Потому слезы, стоны, жалобные восклицания и другие выражения скорби не только не ниспровергают терпения и не противны ему, но чаще еще уменьшают скорбь, облегчают стесненное ею сердце, и мы легче переносим тяготеющее над нами несчастие. Сам Спаситель плакал о несчастии других (см.: ; ) и при наступлении страданий в саду Гефсиманском скорбел и тужил (см.: ). И апостол говорит о Спасителе, что Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы… к Могущему спасти Его от смерти (). Также кротость не исключает вовсе возбуждения чувств; напротив, когда кроткие меры бывают недостаточны, то нужно употребить и строгие меры для защищения правды и прекращения пороков. Также ревность к славе Божией и добродетели бывает соединена с некоторым дерзновением, как это видно из поступков святого пророка Илии. Сам Спаситель с живым чувством негодования не только обличил фарисеев за лицемерие, гордость и развращение, но и выгнал торжников из храма (см.: ; ; ). Это особенно относится к имеющим власть над другими, например к родителям, начальникам. Впрочем, каково бы ни было побуждение к негодованию, раздражение чувств никогда не должно выходить из границ умеренности, пользы и подчинения разуму и надобно остерегаться, чтобы, преследуя пороки, не питать отвращения, ненависти к самим лицам. Но как это трудно соблюдать, то лучше скорее обуздывать, подавлять гнев, когда нельзя избежать вспышек его, особенно в неожиданных случаях. Апостол говорит: Гневаясь, не согрешайте, то есть если случится осердиться, то не допускайте гневу прорываться в бранных словах и доходить до обидного дела; солнце да не зайдет во гневе вашем (), то есть не продолжайте до другого дня, потому что продление гнева усиливает его, порождает ненависть и желание мщения, через что дается место диаволу, который входит в сердце и овладевает им.

Побуждения к терпению

К терпению побуждают нас следующие мысли. Все, что ни встречается с нами, происходит не по слепому случаю, а по премудрому распоряжению Промысла Божия (см.: ).

Скорби посылает нам любвеобильный Отец наш Небесный по любви к нам для нашего же блага (см.: ; ). Скорби очищают наши грехи (а кто из нас без греха?), пробуждают от душевной дремоты, нерадения, к которым склонна наша природа и от которых душа расслабевает, а страсти усиливаются; скорби врачуют застарелые душевные болезни, страсти, предостерегают от разных греховных искушений, новых грехопадений (см.: ), легче отрешают сердце от привязанности к чувственным удовольствиям, заставляют чаще прибегать к Богу, искать утешения в Боге, в Котором только и можно найти истинное утешение, блаженство, умягчают загрубелое от чувственности сердце, смиряют его, а потому делают его более способным к воспринятию впечатлений благодати, подают случаи и побуждения к упражнению в различных добродетелях. Особенно, по словам апостола (см.: и далее), скорбь приучает к терпеливости; терпеливость научает опытности, искусству в брани с собственными страстями и внешними искушениями для одержания победы над ними и в приобретении добродетелей; а опытность в этом утверждает надежду на спасение (; ; ). Святые отцы изображают многоразличную пользу скорбей. Святой говорит, что всякий грех бывает для наслаждения и потому истребляется страданием и скорбью - или вольной, происходящей от покаяния, или по Божию смотрению от обстоятельств, попускаемых самим Провидением. Чем ты злонравнее, тем менее отвращайся страданий, чтобы, смирясь оными, избавиться гордости. Искушения приходят к человекам иные со сладостями, иные с печалями, а иные с телесными страданиями. Ибо Врач душ по судьбам Своим прикладывает врачевство, смотря на причину страстей, находящуюся в душе. Искушения наводятся на одних для истребления грехов, уже сделанных, на других для прекращения соделываемых, а на иных для отвращения имеющих последовать, исключая искушения, посылаемые для испытания человека, как то было с Иовом.

Как стебель конопли, говорит святой Макарий Египетский, если не долго колотить его, не может быть годным к прядению самых тонких ниток (но чем долее его колотят и чем более вычесывают, тем чище делается он и пригоднее к делу), и как выделанный из глины сосуд, если не был в огне, негоден к употреблению людям, и как младенец, не искусный еще в делах мирских, не может ни строить, ни садить, ни сеять, ни выполнить какое-либо другое мирское дело, так нередко и души, как не искушенные и не испытанные различными скорбями от лукавых духов, остаются пока в младенчестве и, так сказать, неблагопотребны еще для Небесного Царства. Ибо апостол говорит: Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (). Потому и искушения, и скорби посылаются на человека к пользе его, делают душу тем более благоискусной и твердой. Среди скорбей душа очищается, как золото в горниле (). Святой говорит, что скорби привлекают к душе милость Божию подобно тому, как ветры наносят дождь. И как продолжительный дождь, действуя на нежное растение, производит в нем гниение и портит плод его, а ветры постепенно осушают и укрепляют оное, так бывает и с душою; продолжительное счастье, покой приводят душу в нерадение, беспечность, которые расслабляют и рассеивают ее, искушения же, напротив, скрепляют и соединяют с Богом, как говорит пророк: К Господу воззвал я в скорби моей (, ибо не будь искушений, и никто не спасется. Как Самому Иисусу Христу надлежало пострадать и таким образом войти в славу Свою (см.: ), так и последователям Его не иначе, как тем же путем надобно идти за Иисусом Христом, чтобы достигнуть Царства славы (см.: ). Апостол говорит, что если мы с Иисусом Христом страдаем, то с Ним и прославимся, сделаемся сонаследниками Ему (см.: ; ). Этим же путем шли и все святые, как видно из Священного Писания и истории Церкви. За временные страдания Бог обещал воздать вечную радость и такую славу, в сравнении с которой ничего не стоят все настоящие скорби, говорит апостол (см.: ; ).

Средства для приобретения терпеливости

Терпению противополагается малодушная скорбь среди несчастий, которая обнаруживается различно, именно по отношению к Богу - в безнадежности, ропоте, хуле и прочем. По отношению к самому страдающему скорбь обнаруживается о том, что нетерпеливый безрассудно, жестоко мучит себя, предается унынию, которое расслабляет душевные и телесные силы, как говорит Псалмопевец, душа моя истаевает от скорби (), оставляет полезную деятельность, впадает в малодушие, даже отчаяние - душевную смерть, пренебрегает благопристойными средствами к утолению печали, расстраивает и внешнее свое благосостояние. А других людей часто оскорбляет то подозрением, то ропотом и другие неприятности делает. Кротости противополагается раздражительность, которая вообще означает беспорядочную досаду на других за оскорбление или обиду.

Когда досада бывает соединена с одним неудовольствием на виновника обиды, то называется негодованием. А если присоединяется к тому и желание мщения, то называется собственно гневом, или беспорядочным пожеланием мщения.

Нет сомнения, что всякий гнев неприличен христианину и часто доводит его до такого состояния, что он не владеет собой. Потому Спаситель и говорит: Терпением вашим спасайте души ваши ().

Особенно страшно и смотреть на человека, пришедшего в ярость, когда он кипит гневом, шумит и походит на беснующегося. Всякий гнев чем сильнее, тем вреднее и для нас самих, и для других: вредит телесному здоровью, иногда расстраивает и внешнее благосостояние. По отношению к другим от него происходят ненависть, вражда, зложелательство, ссоры, поношения, обиды, даже драки и убийства.

Раздраженный иногда и на Бога изрыгает ропот и хулу. А что всего хуже, почти всякий гневающийся считает свой гнев справедливым. Потому всякому особенно надобно бдеть над собою, чтобы под предлогом справедливости не потворствовать одной страсти необузданной природы, хотя бы иногда и по справедливым причинам возбуждался гнев. Все-таки весьма опасно на малой лодке пускаться в бурное море, управлять ею против разъяренных волн и не подвергнуться потоплению или не разбиться на камнях. Во всяком случае, кто в гневе дозволяет себе колкости, злословие, тот явно показывает, что он водится недобрым духом. Особенно людям с раздражительным темпераментом надобно стараться во всяком случае обуздывать гнев, который у них легко возбуждается и по малому поводу; и чем больше дров и чаще подкладывать этому огню, тем больше он будет разгораться, пока не превратится в пламень всепожирающий. А как не давать пищи огню, он мало-помалу погаснет сам собою.

Средства против гнева

Для обуздания гнева советуют заранее приготовляться к встрече тех случаев, при которых может возбуждаться гнев, и стараться сдерживать его. А если бы и случилась внезапная вспышка, то надобно стараться не произносить оскорбительных слов тому, кто подал повод к гневу; таким образом мало-помалу при помощи Божией можно привыкнуть хладнокровно встречать неприятности.

Об этом и говорил святой Псалмопевец (см.: ).

Гнев надобно подавлять размышлением о его вредных последствиях для нас и для других. Гнев человека не творит правды Божией (), то есть дела доброго, угодного Богу, а зла много причиняет. Для укрощения гнева не надобно дорожить никакими вещами, ничем земным, кроме добродетели.

На всякую неприятность, от которой может возбуждаться гнев, надобно смотреть как на искушение или наказание, посланное от Бога за наши грехи. В таком случае надобно смириться, обвинить себя, признать себя достойным огорчения, а других, причинивших огорчение, извинить, как орудие наказания Божия, приписывать не злонамеренности, а заблуждению, увлечению от страсти, обольщению диавола или слабости, общей всем нам, по которой все мы много согрешаем против других, как говорит апостол (), и надобно помолиться за оскорбившего. Это есть дело смирения и любви, а смирение и любовь - лучшее оружие против всякой страсти.

Если придет на тебя нечаянное искушение, говорит святой Максим Исповедник, не вини того, через кого оно приходит, а изыскивай, для чего оно приходит, и обретешь исправление. Ибо через того ли, другого ли, но тебе надлежало испить полынь из чаши судеб Божиих. Рассудительный, помышляя о врачевстве, подаваемом судьбами Божиими, с благодарением сносит приключающиеся по суду Божию бедствия, ни на кого не возлагая вины грехов своих, а несмысленный, не постигая премудрого Промысла, согрешив и наказуясь, виною зол своих поставляет или Бога, или людей. Святой авва Дорофей говорит, что оскорбления посылаются от Бога через людей, а мы оставляем Бога, попускающего напастям находить на нас для очищения грехов наших, и сердимся на людей. Святой говорит, что, о всяком деле сказав однажды, потом должно прощать тому, о ком думаем, что он обидел нас, хотя бы обида эта имела правильное основание, хотя бы и вовсе не имела его, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели. Мы должны даже радоваться при различных обидах от людей, а не скорбеть; радоваться же не просто и не без рассуждения, а потому, что имеем случай простить согрешившему против нас и ради этого получить прощение собственных наших грехов. Наконец, понуждая себя к обузданию гнева, надобно при этом молиться Богу о ниспослании помощи для укрощения гнева, потому что без помощи Божией мы ни в чем добром не можем успеть. Если Господь не созиждет дома душевного, напрасно трудятся строящие его ().

Молитва Оптинских Старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня и наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех. Аминь.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.