Опросник басса дарки пример. Опросник Басса Дарки: особенности выявления агрессивности

Опросник «Басса-дарки»
«Диагностика состояния агрессии»

Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа: первый – мотивационная агрессия как самоценность, второй – инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнее как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Так как дошкольник не может сам объективно ответить на вопросы, на них за него могут ответить его родители.

ОПРОСНИК «БАССА-ДАРКИ»

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

да

нет

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

да

нет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

да

нет

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

да

нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

15. Я часто бываю несогласен с людьми

да

нет

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

да

нет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

да

нет

21. Меня немного огорчает моя судьба

да

нет

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

26. Я не способен на грубые шутки

да

нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

да

нет

30. Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»

да

нет

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

да

нет

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям

да

нет

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

да

нет

45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»

да

нет

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

да

нет

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

да

нет

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

да

нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

54. Неудачи огорчают меня

да

нет

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие

да

нет

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

да

нет

60. Я ругаюсь только со злости

да

нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

да

нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

да

нет

67. Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

да

нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

да

нет

72. В последнее время я стал занудой

да

нет

73. В споре я часто повышаю голос

да

нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

да

нет

При составлении опросника использовались принципы:

1) вопрос может относиться только к одной форме агрессии;

2) вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

«да» – 1, «нет» – 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; «нет» – 1, «да» – 0: 9, 7.

2. Косвенная агрессия:

«да» – 1, «нет» – 0: 2, 10, 18, 34,42, 56, 63; «нет» – 1, «да» – 0: 26, 49.

3. Раздражение:

«да» – 1, «нет» – 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» – 1, «да» – 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

«да» – 1, «нет» – 0: 4, 12, 20, 28; «нет» – 1, «да» – 0: 36.

5. Обида:

«да» – 1, «нет» – 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность:

«да» – 1, «нет» – 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» – 1, «да» – 0: 33, 66 , 74, 75.

7. Вербальная агрессия:

«да» – 1, «нет» – 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» – 1, «да» – 0: 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

«да» – 1, «нет» – 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5–7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т. д.

Описание методики

Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений. На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

Теоретические основы

  • как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри);
  • как установку к господству (Моррисон);
  • как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Миллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

Валидизация

Выборку стандартизации составили 646 подростков 16 – 17 лет, проживающих в городе Новокузнецке, обучающихся в общеобразовательных школах (400 человек), гимназиях (180 человек), детских домах-интернатах (66 человек). Таким подбором испытуемых мы стремились обеспечить репрезентативность выборки.

Данная выборка была проверена на нормальность распределения. Значения рассчитывались отдельно для каждой шкалы опросника, в двух вариантах:

  1. для «сырых» баллов, где за каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл
  2. «сырые» баллы умножены на предложенный коэффициент

Оба показателя не превышают в три раза свою ошибку репрезентативности, из чего мы можем заключить, что распределение не отличается от нормального. Таким образом, можно утверждать, что введение коэффициента не приводит к искажению данных.

Для проверки устойчивости распределения было проверено половинное (полученное на половине выборки) распределение. Устойчивость распределения проверяется с целью определения способности выборки моделировать распределение генеральной совокупности. Предполагается, что если половинное распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то целое распределение будет также хорошо моделировать распределение генеральной совокупности. Из выборки случайным образом были отобраны 323 анкеты и просчитаны вышеописанным способом. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что распределение не отличается от нормального.

«Сырые» баллы переводятся в «стены». Среднее арифметическое в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

При сопоставлении типов распределения обнаружилось, что распределения шкал физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и чувство вины достоверно отличаются от распределений шкал косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида.

Кроме того провели корреляционное сравнение между всеми шкалами опросника. Практически все шкалы между собой положительно коррелируют, при уровне значимости p = 0,01 и p = 0,05. Отсутствие корреляции выявлено между шкалами: физическая агрессия/чувство вины, вербальная агрессия/обида, вербальная агрессия/чувство вины и негативизм/чувство вины. Наиболее сильная положительная корреляционная связь обнаружена между шкалами: косвенная агрессия/раздражение (0,52), подозрительность/обида (0,48), вербальная агрессия/ раздражение (0,45).

Внутренняя структура

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Процедура проведения

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Коэффициент

Физическая агрессия

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

Негативизм

4, 12, 20, 23, 36

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

Вербальная агрессия

7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

Чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Вербальная агрессия

Раздражение

Негативизм

Подозрительность

Чувство вины

Обида

низкий уровень

средний уровень

повышенный уровень

очень высокий

97 и более

92 и более

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Агрессивность

Враждебность

низкий уровень

средний уровень

повышенный уровень

очень высокий

94 и более

92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Литература

  1. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004
  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998
  3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. - М.-Воронеж, 1996
  4. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008, № 1, - с. 35-58.

Диагностика состояния агрессии

(опросник Басса-Дарки)

Цель : выявление форм агрессивных и враждебных реакций

А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет"

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

3. Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

I. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная агрессия:

"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49

3. Раздражение:

"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69

4. Негативизм:

"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36

5. Обида:

"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да" = 0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Вопросы

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

не всегда получаю то, что мне положено

Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

Мне кажется, что я не способен ударить человека

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

Я часто бываю несогласен с людьми

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

Я гораздо более раздражителен, чем кажется

Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

Меня немного огорчает моя судьба

Я думаю, что многие люди не любят меня

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

Я не способен на грубые шутки

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

Довольно многие люди завидуют мне

Я требую, чтобы люди уважали меня

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

Я никогда не бываю мрачен от злости

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

Иногда мне кажется, что надо мной смеются

Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

Неудачи огорчают меня

Я дерусь не реже и не чаще чем другие

Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

Я ругаюсь только со злости

Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

Я часто думаю, что жил неправильно

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

Я не огорчаюсь из-за мелочей

Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

В последнее время я стал занудой

Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Басса-Дарки методика была предложена еще в 60-е годы прошлого века, но до сих пор находит множество сторонников и активно используется. О ней мы и расскажем сегодня. Можно с уверенностью сказать, что данная методика (опросник Басса-Дарки) - одна из самых популярных в наши дни, используемых в зарубежной психологии для изучения агрессии. Прежде чем рассказать о ней, следует определиться с самим понятием агрессии. Каковы механизмы ее возникновения, ее значение для человека? Давайте вместе разберемся.

Для чего нужна агрессия

Ученые считают, что применение агрессии - один из самых популярных вариантов решения проблем, которые возникают у человека в фрустрирующих (трудных) ситуациях. Эти трудные ситуации вызывают у людей психическую напряженность, с которой необходимо справиться.

Агрессивные действия могут быть средством достижения определенной значимой цели. Они также могут являться способом замещения удовлетворения какой-либо блокированной потребности, психической разрядки. Также агрессивные действия применяются в целях самоутверждения и самореализации.

Теории агрессий

Долгое время психологический подход к агрессии и агрессивности определялся как теориями, которые рассматривали ее как последствие фрустрации (Розенцвейг, Доллард), так и концепцией влечения. Ряд публикаций по этому вопросу появился в конце 50-х годов прошлого века. Эти работы вызвали приток теоретических и экспериментальных работ по данной теме, к которым относится и опросник Басса-Дарки.

Методика эта далеко не единственная из тех, что используются в наши дни. Сегодня существует множество теорий агрессии. Самые известные из них - К. Лоренца и З. Фрейда. У каждой из теорий есть свой собственный взгляд на агрессию, а также свое отношение к ней. Благодаря этому в них можно найти общие черты и разделить на 4 основные категории. Расскажем вкратце о каждой из них.

Агрессия - врожденный задаток

Агрессия может рассматриваться как врожденный задаток или посыл. То есть это присущая нам с рождения форма поведения, действующая на инстинктивном уровне. Приверженцы теорий, относящихся к этой категории, агрессию рассматривают как свойство человека, запрограммированное генетически. Она уже присутствует в нем и проявляется в течение всей жизни. Агрессию, согласно мнению приверженцев этих теорий, искоренить невозможно. В лучшем случае можно лишь уменьшить ее влияние.

Агрессией можно управлять

Другие теории рассматривают ее проявления как познавательные и эмоциональные процессы. Такой вывод основан на убеждении о том, что каждый из нас может управлять агрессией на основе приобретенных с жизненным опытом навыков. Для того, чтобы делать это, необходимо уметь представлять потенциальные опасности, а также верно оценивать те или иные угрожающие факторы.

Агрессия - необходимость

Агрессия может пониматься также как необходимость, порожденная внешними факторами и стимулами. С этой точки зрения она рассматривается как потребность, реализующаяся непосредственно под воздействием тех или иных внешних стимулов. "Фрустрационная теория агрессии" составляет основу этого взгляда. Она была предложена американским антропологом и психологом Джоном Доллардом. Согласно этой теории, фрустрация непременно приводит к агрессии в той или иной ее форме, а последняя, в свою очередь, всегда бывает результатом фрустрации.

Агрессия - выражение социального опыта

Другой подход к агрессии - рассматривать ее как актуальное выражение социального опыта. То есть это модель социального поведения, приобретенная в ходе развития. Агрессивные реакции проявляются у человека после того, как он оказался в подобной ситуации или же наблюдал пассивно за ней со стороны. Это результат накопления и последующего применения полученного опыта.

Вред, причиняемый агрессией

Проанализировав наиболее популярные взгляды на понятие "агрессия", можно сказать, что ее нужно понимать как разрушительное мотивированное поведение, которое противоречит правилам и нормам существования человека в обществе. Это поведение причиняет вред неодушевленным или одушевленным объектам нападения. Оно наносит им физический ущерб или же может вызывать у них состояние страха, напряженности, подавленности, отрицательные переживания, то есть психический дискомфорт.

Понятие агрессивности и ее оценка

Агрессивность - это особое качество, свойство личности, для которого характерны деструктивные тенденции, главным образом в сфере субъектно-объектных отношений. Деструктивный компонент активности, вероятно, необходим человеку в созидательной деятельности. Ведь потребности индивидуального развития формируют способность к разрушению и устранению препятствий, к преодолению всего противодействующего данному процессу.

Ученые пришли к выводу о том, что агрессивность обладает количественной и качественной характеристикой. Как и любое другое свойство, степень выраженности ее различна: от практически полного отсутствия до предельного уровня развития. Определенная ее степень должна быть у каждой личности. Отсутствие агрессивности приводит к конформности, ведомости, пассивности и т. д. Напротив, чрезмерное развитие может характеризовать личность в целом как конфликтную, у которой отсутствует способность к сознательной кооперации.

Агрессивность сама по себе не делает человека сознательно опасным субъектом. Ведь, с одной стороны, связь, существующая между агрессией и агрессивностью, нельзя назвать жесткой. Их могут вызывать различные причины. С другой стороны, акт агрессии сам по себе может не принимать неодобряемые и сознательно опасные формы.

Агрессивность - злонамеренная активность

Агрессивность в житейском сознании - синоним такого понятия, как "злонамеренная активность". Однако само по себе не обладает "злонамеренностью". Его делает таким то есть ценности, для достижения которых и разворачивается данная активность. Практические действия внешне могут быть сходны, однако мотивационные компоненты при этом бывают прямо противоположны.

Два типа агрессии

Агрессию можно разделить, исходя из вышесказанного, на 2 основных типа. Первый - агрессия мотивационная, как самоценность. Второй тип агрессии - это инструментальная, рассматриваемая как средство. При этом подразумевается, что обе они могут проходить как под контролем нашего сознания, так и без него. Кроме того, оба этих типа сопряжены с такими эмоциональными переживаниями, как враждебность и гнев.

Психологов-практиков интересует в большей степени именно мотивационная агрессия, рассматриваемая как проявление реализации деструктивных тенденций, присущих личности. Если определить уровень этих тенденций, то появляется возможность с большой точностью прогнозировать вероятность проявления у человека открытой мотивационной агрессии. Одной из таких диагностических процедур как раз и является опросник Басса-Дарки. Методика, интересующая нас, была разработана в 1957 году американскими исследователями, по фамилиям которых названа.

Применение методики Басса-Дарки

В зарубежных исследованиях этот опросник получил широкое распространение. Они подтвердили его высокую надежность и валидность. И в отечественных работах применяется опросник Басса-Дарки. Методика эта была использована, в частности, С.Н. Ениколоповым в 1989 году. Однако на отечественных выборках данные о ее стандартизации не указываются.

Ученые отмечают, что методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности в ситуации экспертизы не защищена от определенных мотивационных искажений. Ответ может зависеть, например, от установки самого человека, от социальной желательности. Кроме того, достоверность полученных результатов зависит также от степени доверительности в отношениях психолога и испытуемого, если используется методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности. Поэтому полученные результаты требуют проверки на надежность путем ретеста или иных способов. Использование этого опросника в работе с учениками школ (с 6-го класса и выше) и с учителями оказалось довольно диагностичным, а также конструктивным для дальнейшей коррекционной работы. В настоящее время широко используется методика Басса-Дарки. Цель ее применения мы рассмотрели, теперь необходимо определиться с основными положениями.

Разграничение понятий враждебности и агрессии

А. Бассе, оттолкнувшись от разработок своих предшественников, разграничил понятия враждебности и агрессии. Первую он определил как реакцию, которая развивает негативные оценки событий и людей, негативные чувства. Методика изучения агрессии Басса-Дарки предполагает дифференциацию различных проявлений враждебности и агрессии. Виды реакций, которые ученые выделили при этом, следующие.

Виды реакций

1. Физическая агрессия, то есть использование против другого лица физической силы.

2. Косвенная, направленная окольным путем на другое лицо или же не направленная ни на кого.

3. Раздражение, то есть готовность при малейшем возбуждении проявлять негативные чувства. Ее можно определить также как грубость, вспыльчивость.

4. Негативизм, представляющий собой оппозиционную манеру в поведении. Он может проявляться по-разному, от пассивного сопротивления до борьбы против действующих законов и обычаев.

5. Обида, то есть зависть или ненависть по отношению к окружающим за определенные действия, вымышленные или действительные.

6. Подозрительность, которая может варьироваться в диапазоне от осторожности и недоверия к людям до убеждения в том, что они наносят или планируют нанести вред.

7. Еще один вид реакции - вербальная агрессия. Она представляет собой выражение негативных чувств как через словесные ответы (угрозы, проклятия), так и через форму (визг, крик).

8. Чувство вины представляет собой возможное убеждение человека в том, что он является плохим, что неправильно поступает. Сюда же относятся угрызения совести, ощущаемые им.

Завершая описание методики Басса-Дарки, отметим, что опросник включает в себя 75 утверждений. На них испытуемый должен ответить однозначно: либо "да", либо "нет". На основании этого оценивается степень агрессивности человека. Перейдем теперь к методу интерпретации полученных результатов.

Интерпретация результатов

Обработка методики Басса-Дарки не представляет большого труда. Вопросы сформулированы так, что они относятся лишь к одной форме агрессии. Кроме того, результаты методики Басса-Дарки несложно интерпретировать еще и потому, что влияние общественного одобрения того или иного ответа максимально ослаблено.

Норма агрессивности, согласно Рогову Е. И., - величина ее индекса, которая равняется 21 ±4. Что же касается враждебности, она должна находиться в пределах 6,5-7 ±3. Схема Хвана А. А. несколько более сложна, однако она не сильно усложняет такой способ исследования агрессии, как методика Басса-Дарки. Интерпретация результатов по Хвану А. А. следующая. Сырые баллы, набранные по каждой отдельной шкале, нужно умножить на коэффициент. Его цель - привести к ста баллам максимальное значение параметров по каждой шкале, которую предлагает методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности.

Интерпретация, однако, не вполне однозначна. Пользуясь этой методикой, нужно понимать, что агрессивность, являющуюся свойством личности, а также агрессию, понимаемую как акт поведения, проанализировать можно только в рамках психологического анализа всей мотивационно-потребностной сферы человека. Иначе результаты могут быть неточными. Поэтому данная методика (опросник Басса-Дарки) применяется вместе с другими, такими как (например, Люшера) и личностные тесты различных психических состояний (Спилберг, Кэттелл).

Опросник агрессивности Басса - Дарки предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". На русском языке стандартизирован А. А. Хваном, Ю. А. Зайцевым и Ю. А. Кузнецовой в 2005 году. Рекомендовано использовать в работе педагога - психолога с детьми начиная с подросткового возраста.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности и агрессия, как акт поведения, могут быть понятны в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса - Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и так далее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки

Описание методики

Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Коэффициент

Физическая агрессия

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

10, 26, 49

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

Негативизм

4, 12, 20, 23, 36

Обида

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

Вербальная агрессия

7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

Чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавтор предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Вербальная агрессия

Раздражение

Негативизм

Подозрительность

Чувство вины

Обида

0 - 20

низкий уровень

20 - 30

0 - 14

31 - 41

15 – 25

средний уровень

42 -52

26 – 36

53- 63

37 – 47

повышенный уровень

64 -74

48 – 58

75 - 85

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Агрессивность

Враждебность

0 – 17

низкий уровень

18 – 27

0 – 14

28 – 38

15 – 25

средний уровень

39 – 49

26 – 36

50 - 60

37 – 47

повышенный уровень

61 - 71

48 – 58

72 - 82

59 – 69

высокий

83 - 93

70 – 80

очень высокий

94 и более

81 – 92

92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса - Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел , Спилбергер ), проективными методиками (Люшер ) и так далее.

Стимульный материал опросника Басса-Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да / нет

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. да / нет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. да / нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню. да / нет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено. да / нет

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. да / нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. да / нет

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. да / нет

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. да / нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. да / нет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. да / нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. да / нет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. да / нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. да / нет

15. Я часто бываю несогласен с людьми. да / нет

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. да / нет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. да / нет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями. да / нет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. да / нет

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор. да / нет

21. Меня немного огорчает моя судьба. да / нет

22. Я думаю, что многие люди не любят меня. да / нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. да / нет

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. да / нет

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. да / нет

26. Я не способен на грубые шутки. да / нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. да / нет

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. да / нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. да / нет

30. Довольно многие люди завидуют мне. да / нет

31. Я требую, чтобы люди уважали меня. да / нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. да / нет

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу". да / нет

34. Я никогда не бываю мрачен от злости. да / нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. да / нет

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. да / нет

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. да / нет

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. да / нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям. да / нет

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. да / нет

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. да / нет

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. да / нет

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. да / нет

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. да / нет

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам". да / нет

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю. да / нет

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. да / нет

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. да / нет

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. да / нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. да / нет

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать. да / нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. да / нет

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. да / нет

54. Неудачи огорчают меня. да / нет

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие. да / нет

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. да / нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. да / нет

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. да / нет

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. да / нет

60. Я ругаюсь только со злости. да / нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. да / нет

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. да / нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. да / нет

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. да / нет

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. да / нет

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. да / нет

67. Я часто думаю, что жил неправильно. да / нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. да / нет

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. да / нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. да / нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. да / нет

72. В последнее время я стал занудой. да / нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. да / нет

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. да / нет


2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.