В порядке общей очереди. Илья Репин. Мужские портреты (3) Картины и портреты Репина

И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в , где собрался поступить в Академию художеств.

Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был , который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.

Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1877 года уже становится жителем Москвы.

В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной , завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшилось здоровье художника.

С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет, он представляет готовое полотно . Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.

Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой они переехали в местечко Куоккала и прожили там три десятка лет. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.

Илья Ефимович Репин является одним из самых ярких представителей русской живописи XIX-XX веков. Как утверждал сам художник, искусство было с ним всегда и везде и никогда его не покидало.

Становление творческого пути художника

И. Репин появился на свет в 1844 году под Харьковом, в украинском селе в Чугуево, в семье отставного военного. Родимые места внесли неоценимый вклад в формирование жизненных и творческих впечатлений начинающего художника. Будучи ещё в подростковом возрасте, он обучался топографии в военной школе, а немногим позже брал уроки иконописи у местных мастеров. Илья Репин пронёс любовь к родным местам через всю свою жизнь.

Имея яростное стремление быть живописным мастером, юноша в возрасте 19 лет начал обучение в Петербургской Академии художеств, из которой только выпустилась группа бунтарей под руководством И. Крамского. В 1863 году студенты демонстративно отказались выполнять квалификационное задание на указанную тематику. Это было время пробуждения общественного сознания, студенческих волнений, надежды на будущее, под влиянием которых формировались идеи и взгляды Ильи Ефимовича.

Являясь студентом, Репин посещал творческие «четверговые вечера», на которых яростно увлекался рисованием, чтением новых произведений и обсуждением роли искусства. Работы, написанные во время учёбы в Академии, выполнены согласно всем требованиям и канонам академического рисунка и живописи. В ранних произведениях художника можно отследить влияние идей и взглядов участников «Крамского бунта», провозглашавших тесную связь искусства с жизненными требованиями. С самых первых работ молодого художника заметен огромный творческий потенциал, художественные возможности и интересы.

Жанровые произведения художника

Постепенно Илья Репин всё больше отходит от академических постановок и увлекается написанием полотен, которые раскрывают сложную судьбу униженного народа. Такой жанр картин противоречил академическим установкам, из-за чего живописец даже хотел бросить учёбу. От этого решения его отговорили, предложив оплачиваемую поездку по Волге, а затем и за рубежом.

Одним из самых прославленных произведений, написанных в ранний период творческой деятельности, является картина «Бурлаки на Волге». Полотно, созданное ещё в годы обучения в Академии художеств, сразу же принесло Репину известность. Нелёгкая жизнь бурлаков, ярко показанная на полотне, стала объектом критики. Художнику понадобилось около трёх лет для создания этой картины. Мастерски подобранные композиция и персонажи в произведении раскрывают широту творческих способностей живописца и его желание проникнуть в самую глубину характеров и человеческих чувств. Картина «Бурлаки на Волге» стала началом проявления монументального характера в произведениях художника.

После получения золотой медали за выпускную работу «Воскрешение дочери Иаира», И. Е. Репин продолжил получать образование во Франции. Вдохновляясь работами старых мастеров, таких как Веласкес, Рембрандт, Хальс, и современников-импрессионистов, русский художник наряду с полотнами больших размеров писал много плэнерных этюдов. Тесный контакт с природой принёс живописцу заметный творческий подъём. Впечатления, полученные во Франции, нашли свои отголоски в полотнах Репина.

Вернувшись в 1876 году на русские земли, художник полностью раскрывает свои творческие способности, работая во всех жанрах. В самый плодотворный период времени создано знаменитое произведение «Крестный ход в Курской губернии» (1883). Немалая часть этюдов для картины создавалась под Москвой, в имении С. И. Мамонтова. И. Репин «Крестным ходом» раскрывает историческую значимость крестных шествий в России, уделяя огромное внимание каждой детали. Произведение является отражением опыта русской демократической живописи.

При создании своих произведений Илья Ефримович неоднократно обращался к революционной тематике. Живописец раскрывает духовную значимость личности, красоту его внутреннего мира в портретном жанре. Написанием портретов Репин занимался на протяжении всей своей творческой деятельности. Чувствуя неповторимость каждого человека, художник мастерски воспроизводил их характер на полотне. Портретная живопись является выражением осознания духовной значимости народа.

Личная жизнь и последние годы жизни И. Репина

В 1887 году начинается переломный период в жизни великого живописца. Расторгнув брак со своей супругой В. Алексеевой, Репин покинул художественное Товарищество передвижных выставок. В эти годы здоровье художника стало значительно ухудшаться.

Начиная с 1894 года и на протяжении 13 лет, Илья Репин является руководителем мастерской в Академии художеств. В начале XX века художник получил один из самых масштабных заказов на написание многофигурного полотна Торжественного заседания. Площадь произведения составляла 35 м². Для создания картины Репин написал несколько десятков этюдов и эскизов. Из-за переутомлений у художника стала отказывать правая рука, и ему пришлось научиться работать левой.

В 1899 году Илья Репин женился во второй раз. Его супругой стала Наталья Нордман. Последние тридцать лет жизни художник провёл в усадьбе жены в Финляндии. Выдающийся живописец скончался на 86 году жизни, оставив после себя великое наследие русской живописи.

Ольга Мокроусова

Многие исторические личности нам знакомы только по скульптурам и портретам, так что об их внешности приходится судить по чужим интерпретациям. К счастью, в истории был короткий период, когда уже появилась фотография и еще не ушла в прошлое классическая живопись. Давайте сравним, как выглядели люди «в жизни» и на портретах, на примере Ильи Репина - одного из величайших портретистов в истории, который был еще и тонким психологом.

Слева: Максим Горький и Мария Андреева позируют Репину. 1905 год. Справа: портрет Марии Андреевой, сделанный Репиным в 1905 году.

Роковая Мария Федоровна Андреева (урожденная Юрковская) была одной из самых известных и влиятельных актрис начала ХХ века: она помогала Станиславскому открывать Московский художественный театр, очаровала Савву Морозова и обратила его чувства на финансирование нужд театра и партии. С Репиным она была знакома с детства и еще в 15 лет позировала для иллюстраций к «Каменному гостю» Пушкина: художник писал с нее донну Анну.

В 1900 году, когда МХТ выехал в Севастополь показать Чехову «Чайку», писатель познакомил Андрееву с Максимом Горьким. Примерно в то же время она увлеклась марксистской литературой, начала сближаться с большевиками и помогать им в партийных делах. Даже в РСДРП актриса вступила раньше Горького. Через несколько лет Андреева стала гражданской женой писателя и его литературным секретарем. Переехав в Финляндию, они часто бывали в гостях в усадьбе Репина и позировали художнику для портретов.

Горький и Андреева позируют Репину. Финляндия, 1905 год.

Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Когда Репин спросил, что Куприн думает о картине, тот замешкался: «Вопрос застал меня врасплох. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо, и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Я почувствовал себя неловко, сразу не нашелся, что сказать, и молчал. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился. Я согласен с вами - портрет неудачен»».

Слева: портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, 1881 год.

Илья Репин был приятелем композитора Модеста Мусоргского и поклонником его творчества. Он знал о пьянстве своего друга и горько писал об этом:

«Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа «бывших людей», где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Неужели это он? Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный, изысканный, брезгливый».

Когда художник узнал, что Мусоргский в тяжелом состоянии попал в больницу, он отправился к нему и за четыре сеанса (с 2 по 5 марта 1881 года) написал этот портрет. Как рассказывал очевидец, работать пришлось «со всякими неудобствами; у живописца даже не было мольберта, и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский». Через 10 дней после этого композитор скончался. От платы за работу художник отказался, пожертвовав деньги на памятник покойному другу.

Портрет Льва Толстого, 1887 год, и фото писателя.

Репин и Толстой тепло дружили почти 30 лет, вплоть до самой смерти писателя. Репин создал 3 бюста писателя, 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям - и акварелью, и пером, и карандашом. Даже переселившись в Петербург, Репин в каждый приезд в Москву встречался с Толстым. В воспоминаниях художник признавался, что в присутствии Льва Николаевича, как загипнотизированный, мог только подчиняться его воле и всякое положение, высказываемое Толстым, казалось ему в ту минуту бесспорным. Писатель критиковал картины Репина и подсказывал ему детали, а об одной из работ восхищенно сказал: «Мастерство такое, что не видать мастерства!»

В доме художника бывала и старшая дочь Толстого Татьяна Сухотина, которая также стала его моделью. Татьяна Львовна увлекалась живописью и копировала портреты отца, выполненные Репиным (хотя новый написать не решалась). После революции она даже открыла в Москве студию рисования.

Татьяна Сухотина (Толстая).

Валентин Серов начал рисовать по рекомендации Репина, в 9 лет, и состоявшийся художник шесть лет занимался с подростком. В матери Серова Валентине Семеновне Репин нашел черты горделивой царевны Софьи Алексеевны. Он давно хотел написать царевну Софью в заключении, но никак не мог найти натурщицу, а тут ему повезло.

В картине «Царевна Софья» художник соединил эскизные портреты переводчицы Бларамберг-Апрелевой, портнихи и Валентины Серовой. Считается, что у Софьи немного портретного сходства с матерью художника: Репину важно было создать собирательный образ и показать силу духа, упорство и несломленную волю женщины.

Валентина Серова на фото и на картине «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре», 1879 год.

Валентина Серова на фото и на портрете Репина.

Репин не раз предлагал своему другу Павлу Третьякову позировать ему для портрета, но галерист долго не соглашался: он был замкнутым человеком и не хотел, чтобы его узнавали. Затерявшись в толпе посетителей своих выставок, он мог, оставаясь неузнанным, услышать их искренние отзывы. Репин же считал, что все должны знать в лицо одного из самых выдающихся культурных деятелей эпохи, и все же уговорил его на портрет. Художник изобразил друга в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями, в любимой галерее. Современники называли портрет удачным и узнавали в нем скромного одухотворенного Третьякова - такого, каким он был в жизни.

Справа: портрет Павла Третьякова, 1883 год.

Современники Алексея Феофилактовича Писемского утверждали, что Репину удалось очень точно запечатлеть характер писателя - саркастичный, скептический, насмешливый - и что его работа вышла за рамки обычного портрета. Но во взгляде писателя заметна еще и тоска: Репин знал, что писатель нездоров и пристрастился к спиртному, что один его сын покончил с собой, а второй неизлечимо болен, и показал это на картине. Портрет сделан за год до смерти писателя.

Справа: портрет Алексея Писемского, 1880 год.

Особенной нежностью проникнут портрет старшей дочери художника Веры на картине «Осенний букет». В письме к Татьяне Сухотиной (Толстой) Репин поделился: «Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги».

Справа: Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной, 1892 год.


Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве. Он создал целую галерею портретов своих выдающихся современников, благодаря которым мы можем сделать выводы не только о том, как они выглядели, но и какими они были людьми – ведь Репина по праву считают тончайшим психологом, запечатлевавшим не только внешние черты позирующих, но и доминирующие черты их характеров. При этом он старался отвлечься от собственного отношения к позирующему и уловить внутреннюю глубинную сущность личности. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами.



Мария Андреева была не только одной из самых известных актрис начала ХХ в., но и одной из самых красивых и пленительных женщин – из тех, кого называют роковыми. Она была пламенной революционеркой и гражданского женой Максима Горького, Ленин называл ее «товарищ феномен». Говорили, что она была причастна к гибели промышленника и мецената Саввы Морозова. Впрочем, Репин сумел устоять перед чарами актрисы – ведь она была женой его товарища. Они оба были частыми гостями в его усадьбе и позировали художнику для портретов.



Свидетелем создания этого портрета был писатель Куприн, и когда художник спросил его мнения, тот замешкался: «Вопрос застал меня врасплох. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Эта большая шляпа бросает тень на её лицо, и потом он (Репин) придал её лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным». Впрочем, многие современники видели Андрееву именно такой.



Илья Репин был поклонником творчества композитора Модеста Мусоргского и был его приятелем. Он знал об алкогольной зависимости композитора и о тех последствиях для его здоровья, к которым она привела. Когда художник услышал о том, что Мусоргский госпитализирован в тяжелом состоянии, он написал критику Стасову: «Вот опять прочитал я в газете, что Мусоргский очень болен. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Репин отправился к Мусоргскому в больницу и в течение 4-х дней создал портрет, который стал настоящим шедевром. Через 10 дней после этого композитор скончался.



Дружба Репина и Льва Толстого длилась 30 лет, вплоть до самой смерти писателя. Хотя их взгляды на жизнь и на искусство часто расходились, они очень тепло относились друг к другу. Художник написал несколько портретов членов семьи Толстого, создал иллюстрации к его произведениям. Репин изобразил и силу воли, и мудрость, и доброту, и спокойное величие писателя – таким, каким он его увидел. В доме художника бывала и старшая дочь Толстого Татьяна Сухотина, которая также стала моделью художника.



Однажды к Репину обратилась мать начинающего художника Валентина Серова с просьбой посмотреть работы ее сына. В этой властной женщине Репин увидел черты непреклонной и гордой царевны Софьи Алексеевны. Он давно увлекался исторической темой и хотел написать царевну Софью в заключении, но никак не мог найти натурщицу, а тут она нашла его сама.





Очень долго пришлось Репину убеждать своего друга Павла Третьякова позировать ему для портрета – галерист был очень сдержанным и замкнутым человеком, он любил оставаться в тени и не хотел, чтобы его знали в лицо. Затерявшись в толпе посетителей своих выставок, он мог, оставаясь неузнанным, услышать их искренние отзывы. Репин же, напротив, считал, что все должны знать Третьякова как одного из самых выдающихся культурных деятелей эпохи. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Современники говорили, что в жизни Третьяков был таким же скромным и крайне сдержанным, каким изобразил его Репин.



Все, кто лично был знаком с писателем А. Ф. Писемским, утверждали, что Репину удалось очень точно запечатлеть определяющие черты его характера. Известно, что он был довольно язвительным и саркастичным по отношению к собеседнику. Но художник уловил и другие немаловажные детали, он знал, что писатель болен и сломлен трагическими обстоятельствами его жизни (один сын покончил с собой, второй был неизлечимо болен), и следы боли и тоски он сумел запечатлеть во взгляде писателя.



С особенной теплотой Репин писал портреты своих близких. Неподдельной нежностью проникнут портрет его дочери Веры на картине «Осенний букет».



За каждым портретом Репина скрывалась интересная история: портрет , и

Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве. Он создал целую галерею портретов своих выдающихся современников, благодаря которым мы можем сделать выводы не только о том, как они выглядели, но и какими они были людьми – ведь Репина по праву считают тончайшим психологом, запечатлевавшим не только внешние черты позирующих, но и доминирующие черты их характеров. При этом он старался отвлечься от собственного отношения к позирующему и уловить внутреннюю глубинную сущность личности. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами.

Актриса Мария Федоровна Андреева


Мария Андреева была не только одной из самых известных актрис начала ХХ в., но и одной из самых красивых и пленительных женщин – из тех, кого называют роковыми. Она была пламенной революционеркой и гражданского женой Максима Горького, Ленин называл ее «товарищ феномен». Говорили, что она была причастна к гибели промышленника и мецената Саввы Морозова. Впрочем, Репин сумел устоять перед чарами актрисы – ведь она была женой его товарища. Они оба были частыми гостями в его усадьбе и позировали художнику для портретов.

М. Горький и М. Андреева позируют Репину. Финляндия, 1905


Свидетелем создания этого портрета был писатель Куприн, и когда художник спросил его мнения, тот замешкался: «Вопрос застал меня врасплох. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Эта большая шляпа бросает тень на её лицо, и потом он (Репин) придал её лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным». Впрочем, многие современники видели Андрееву именно такой.

И. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. М. П. Мусоргский, фото


Илья Репин был поклонником творчества композитора Модеста Мусоргского и был его приятелем. Он знал об алкогольной зависимости композитора и о тех последствиях для его здоровья, к которым она привела. Когда художник услышал о том, что Мусоргский госпитализирован в тяжелом состоянии, он написал критику Стасову: «Вот опять прочитал я в газете, что Мусоргский очень болен. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Репин отправился к Мусоргскому в больницу и в течение 4-х дней создал портрет, который стал настоящим шедевром. Через 10 дней после этого композитор скончался.

И. Репин. Портрет Льва Толстого, 1887, и фото писателя


Дружба Репина и Льва Толстого длилась 30 лет, вплоть до самой смерти писателя. Хотя их взгляды на жизнь и на искусство часто расходились, они очень тепло относились друг к другу. Художник написал несколько портретов членов семьи Толстого, создал иллюстрации к его произведениям. Репин изобразил и силу воли, и мудрость, и доброту, и спокойное величие писателя – таким, каким он его увидел. В доме художника бывала и старшая дочь Толстого Татьяна Сухотина, которая также стала моделью художника.

Татьяна Сухотина, дочь Толстого, на фото и на портрете кисти Репина

Однажды к Репину обратилась мать начинающего художника Валентина Серова с просьбой посмотреть работы ее сына. В этой властной женщине Репин увидел черты непреклонной и гордой царевны Софьи Алексеевны. Он давно увлекался исторической темой и хотел написать царевну Софью в заключении, но никак не мог найти натурщицу, а тут она нашла его сама.

Валентина Серова, мать художника, фото. Справа – И. Репин. Царевна Софья в Новодевичьем монастыре, 1879


Валентина Серова на фото и на портрете Репина


Очень долго пришлось Репину убеждать своего друга Павла Третьякова позировать ему для портрета – галерист был очень сдержанным и замкнутым человеком, он любил оставаться в тени и не хотел, чтобы его знали в лицо. Затерявшись в толпе посетителей своих выставок, он мог, оставаясь неузнанным, услышать их искренние отзывы. Репин же, напротив, считал, что все должны знать Третьякова как одного из самых выдающихся культурных деятелей эпохи. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Современники говорили, что в жизни Третьяков был таким же скромным и крайне сдержанным, каким изобразил его Репин.

И. Репин. Портрет П. М. Третьякова, 1883, и фото галериста


Все, кто лично был знаком с писателем А. Ф. Писемским, утверждали, что Репину удалось очень точно запечатлеть определяющие черты его характера. Известно, что он был довольно язвительным и саркастичным по отношению к собеседнику. Но художник уловил и другие немаловажные детали, он знал, что писатель болен и сломлен трагическими обстоятельствами его жизни (один сын покончил с собой, второй был неизлечимо болен), и следы боли и тоски он сумел запечатлеть во взгляде писателя.

И. Репин. Портрет А. Ф. Писемского, 1880, и фото писателя


С особенной теплотой Репин писал портреты своих близких. Неподдельной нежностью проникнут портрет его дочери Веры на картине «Осенний букет».

И. Репин. Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной, 1892, и фото дочери художника

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.