Как начать обрабатывать фотографии в лайтрум. Подробное руководство по работе с Lightroom

Одно из самых ценных качеств Lightroom является также его Ахиллесовой пятой. Это настолько мощная программа, что многие из ее полезных функций обнаружить не так-то просто - они спрятаны под покрывалом клавиатурных сокращений и малоизвестных меню.

Когда я впервые начал изучать Lightroom, я уже был давним пользователем программы обработки изображений Aperture от Apple, и какое-то время после перехода на Lightroom я был поражен огромным числом опций. С таким количеством меню, кнопок, ползунков в моих руках я думал, у меня нет шансов хоть когда-нибудь постичь их смысл. После долгих экспериментов, онлайн поисков, старого-доброго метода проб и ошибок я, наконец, выработал рабочий процесс, который отвечал моим потребностям; это справедливо также и для других фотографов. Вам не нужно использовать абсолютно все функции и опции, присутствующие в Lightroom, но суть в том, чтобы найти те инструменты, которые работают для вас, и научится управлять ими.

Чтобы прийти от установки формата RAW до финального вида изображения, потребовалось немало времени, но это было намного легче благодаря нескольким простым советам и трюках, описанным ниже.

Как говорится, здесь пять наиболее практичных, полезных функций, которые я использую регулярно. Попробуйте их и повысьте свой уровень пользователя Lightroom.

Обязательно создайте пресеты

Вы вероятно уже знаете, что Lightroom содержит десятки пресетов, с которых вы можете начать при редактировании фотографий, что может быть весьма удобно, когда вам нужно сделать быструю коррекцию или такой эффект, как состаренное фото, Bleach Bypass, или множество вариантов черно-белой конвертации.

Эти пресеты не являются специальными фильтрами, которые вы можете найти в Instagram или других подобных программах обмена изображениями, а по сути заранее проделанные манипуляции, доступные для вас в модуле Коррекции. Например, фильтр Холодный тон – это коллекция сохраненных настроек Баланса белого, Оттенок и Внешний вид в панели Основные настойки.

Вы также должны знать, что можете создать собственный пресет с помощью любых параметров Коррекции, а затем, выбрав Новый пресет в меню Редактирование. Но вы можете расширить эту функцию с помощью автоматического применения заданного пресета, даже созданного вами, к каждой фотографии при импорте. Это невероятно полезно, если у вас есть ряд настроек, которые вы хотели бы использовать в качестве отправной точки. Вместо того, чтобы каждый раз настраивать Свет, Тени и Четкость для каждой фотографии, вы можете просто применить определенные настройки к каждому импортируемому изображению. Чтобы сделать это, используйте панель Применить при импорте в окне Импорт фото и выберите любой существующий в вашей программе пресет или один из тех, которые вы создали сами.

В качестве примера того, как это может быть полезно, я скажу, что часто применяю одинаковые настройки к каждому изображению, сделанному на Nikon D7100, потому что мне не нравится интерполяция в Lightroom моих RAW-файлов. Это занимало так много времени, что я создал общий пресет под названием D7100 Импорт. Теперь каждый раз, когда я импортирую фотографии с карты памяти D7100, я применяю этот пресет. У меня есть отдельный пресет для каждой камеры, и применяя эти настройки при загрузке, я сэкономил несказанное количество времени и избежал множества разочарований. Это фантастически полезная функция, которая может существенно облегчить вам рабочий процесс.

Используйте цифровую клавиатуру для тонкой настройки в модуле Коррекции

Работая в модуле Коррекции, может быть достаточно сложно установить желаемое значение, передвигая ползунок вручную. Чтобы решить эту проблему, дайте себе больше пространства - наведите курсор на левую сторону панели и тащите, пока она не станет гораздо шире.

Еще одна удобная уловка – это использование клавиш со стрелками, чтобы делать настройку числовых значений с очень маленьким шагом. Например, нажмите на численное значение баланса белого и нажмите клавиши со стрелками Вверх и Вниз, чтобы изменить его с шагом 10. Или выделите Четкость и нажмите Вверх и Вниз, чтобы изменить ее с шагом 1. Для больших корректировок, удерживая клавишу Shift, нажимайте Вверх и Вниз, что изменить Баланс белого с шагом 200, Четкость – с шагом 10 и т.д.

Настройте модуль Коррекции

Если вы похожи на меня, то, возможно, будете перегружены огромным количеством опций в модуле Коррекции, но, к счастью, есть способ приручить этого зверя, щелкнув правой кнопкой в любом месте панели настроек. Это вызовет меню, которое позволит вам отключить неиспользуемые настройки, и ваше рабочее пространство станет упорядоченным и понятным, а вы не будете тратить время на прокручивание функций, которыми не пользуетесь.

Одним особенно полезным элементом этого меню является режим Соло, который упорядочивает Коррекции еще больше путем отключения всех панелей, кроме той, которую вы используете. Я привык тратить много времени на прокручивание вверх и вниз через все открытые панели, раздвигая и закрывая их, чтобы добраться до той, которой действительно пользуюсь. Но используя режим Соло, каждый раз при нажатии на новой панели, другая, которую я только что использовал, автоматически сжимается до заголовка. Эта маленькая функция не только сэкономила время, но и спасла от головной боли.

Создание Смарт-коллекции для автоматической сортировки фотографий в модуле Библиотека

Библиотека Lightroom – это прекрасный способ организовать ваши изображения. Вы можете создать виртуальные папки под названием Коллекция (например, Церемония, Прием, Речи для свадьбы), которые в свою очередь могут быть размещены в наборы Коллекций (например, свадьба Смит-Миллер).

Но что я нахожу еще более полезным, так это Смарт-коллекции, которые позволяют динамично организовывать фотографии, основываясь на ряде условий, которые вы устанавливаете. Чтобы создать Смарт-коллекцию, выберите Новая смарт-коллекция в меню Библиотека и установите параметры, которые вы хотите использовать. Каждое изображение, подходящее под данный критерий, в любой момент процесса редактирования будет автоматически помещено в виртуальную папку, которую вы создали.

В приведенном выше примере я создал Смарт-коллекцию, которая автоматически сортирует по заданным критериям все мои фотографии, включая те, которые я буду импортировать после ее создания. Использование Смарт-коллекций является прекрасным способом совершенствовать ваш организационный процесс и помочь в сортировке всех ваших фотографий, чтобы сосредоточится на тех, с которыми вы действительно будете работать.

Удерживайте кнопку Option / Alt при настройке ползунков Коррекции

Эффекты многих настроек в модуле Коррекции очевидны; при увеличении экспонирования изображение станет светлее, при увеличении насыщенности фотография потеряет немного цвета. Но как на счет настроек, которые не так просто увидеть? Один особенный набор настроек, который я использую, находится в Резкость панели Детализация, но четкий эффект Радиуса, Деталей и Маскирования порой трудно увидеть. Эта проблема может быть решена удерживанием кнопки Alt во время перемещения ползунка в модуле Коррекции, и тогда вы увидите в режиме реального времени, что конкретно происходит, когда вы делаете какую-либо настройку.

Когда я редактировал эту фотографию, мне нужно было сделать такую корректировку, как опуститься в темных участках уровней, но я не хотел заходить так далеко, чтобы сделать некоторые участки совершенно черными. (то есть, я не хотел что-либо отсекать на фотографии). Удерживая клавишу Alt, я настроил черный ползунок и мог в реальном времени увидеть, какие участки изображении были подвержены изменениям:

На фотографии выше дно формы стало абсолютно черным, а это означает, что оно не может быть еще темнее, в то время как красные участки тоже вскоре станут черными, если я не перестану передвигать ползунок влево. Желтые участки тоже подверглись изменениям, но не так сильно, они потеряли данные о цвете. Это работает почти для каждого ползунка в модуле Коррекции, и здорово поможет вам оценить, все ли задуманные вами настройки сделаны точно.

Эти пять советов и хитростей в Lightroom стали главными преимуществами для меня, так как я работал с программой на протяжении многих лет, а как на счет вас?

Этим вопросом задаются многие начинающие фотографы. И в этом нет ничего удивительного, ведь программа действительно довольна сложна в освоении. Поначалу не понимаешь даже как тут фото открыть! Разумеется, четкой инструкции по пользованию создать нельзя, ведь каждому пользователю нужны какие-то определенные функции.

Тем не менее, мы постараемся обозначить основные возможности программы и объясним вкратце как их можно выполнить. Итак, поехали!

Первое, что необходимо сделать сразу после запуска программы — импортировать (добавить) фотографии для обработки. Делается это просто: нажимаете на верхней панель «Файл», затем «Импорт фото и видео». Перед вами должно появится окно, как на скриншоте выше.

В левой части вы выбираете источник с помощью встроенного проводника. После выбора конкретной папки, в центральной части будут отображены находящиеся в ней снимки. Теперь можно выбрать нужные снимки. Ограничений на количество тут нет — можно добавить хоть одно, хоть 700 фото. Кстати, для более детального рассмотрения фото можно изменить режим его отображения кнопкой на панели инструментов.

В верхней части окна можно выбрать действие с выбранными файлами: копировать как DNG, копировать, переместить или просто добавить. Также настройкам отведена правая боковая панель. Здесь стоит отметить возможность сразу применить к добавляемым фотографиям нужный пресет обработки. Это позволяет в принципе избежать остальные этапы работы с программой и сразу приступить к экспорту. Такой вариант вполне подойдет, если вы снимаете в RAW и пользуетесь Лайтрумом как конвертером в JPG.

Библиотека

Далее мы пойдем по разделам и посмотрим, что в них можно сделать. И первым в очереди идет «Библиотека». В ней вы можете просмотреть добавленные фото, сравнить их между собой, сделать пометки и провести простую корректировку.

С режимом сетки и так все понятно — можно посмотреть сразу множество фото и быстро перейти к нужному — поэтому сразу перейдем к просмотру отдельного фото. Тут вы, разумеется, можете увеличивать и перемещать фото, дабы рассмотреть детали. Также можно отметить фото флажком, пометить забракованным, поставить оценку от 1 до 5, повернуть фото, отметить человека на снимке, наложить сетку и т.п. Все элементы на панели инструментов настраиваются отдельно, что вы и можете видеть на скриншоте выше.

Если вам сложно выбрать один из двух снимков — воспользуйтесь функцией сравнения. Для этого необходимо выбрать соответствующий режим на панели инструментов и два интересующих фото. Оба изображения перемещаются синхронно и увеличиваются в одинаковой степени, что облегчает поиск «косяков» и выбор того или иного снимка. Здесь же можно сделать пометки флажками и дать фотографии оценку, как и в предыдущем пункте. Также стоит отметить, что можно сравнивать сразу несколько снимков, однако при этом будут недоступны названные функции — только просмотр.

Также к библиотеке лично я бы отнес «Карту». С ее помощью можно найти снимки из определенного места. Все представлено в виде цифр на карте, которые показывают количество снимков с данной локации. При нажатии на цифру вы можете просмотреть отснятые здесь фото и метаданные. При двойном клике на фото программа переходит в «Коррекции».

Помимо всего прочего, в библиотеке можно провести простенькую коррекцию, которая включает кадрирование, беланс белого и коррекцию тона. Все эти параметры регулируются не привычными ползунками, а стрелками — ступенчато. Можно делать маленькие и большие шаги, но выполнить точную коррекцию не удастся.

Помимо этого в данном режиме можно комментарии, ключевые слова, а также просмотреть и при необходимости изменить некоторые метаданные (например, дату съемки)

Коррекции

Данный раздел включает более продвинутую, нежели в библиотеке, систему для редактирования фото. В первую очередь фото должно обладать правильной композицией и пропорциями. Если эти условия не были соблюдены при съемке, просто воспользуйтесь инструментом «Кадрирование». С его помощью можно выбрать как шаблонные пропорции, так и установить свои собственные. Также тут есть ползунок, с помощью которого можно выровнять горизонт на фото. Стоит отметить, что при кадрировании выводится сетка, которая упрощает выставление композиции.

Следующая функция — местный аналог «Штампа». Суть все та же — ищете на фото пятна и нежелательные объекты, выделяете их, а затем перемещаетесь по фото в поисках заплатки. Разумеется, если вас не устроила автоматически подобранная, что вряд ли. Из параметров можно настроить размер области, растушевку и непрозрачность.

Лично я уже давненько не встречался с фото, где у людей красные глаза. Тем не менее, если такой снимок все же попадется, исправить косяк можно с помощью специального инструмента. Выделяете глаз, устанавливаете ползунком размер зрачка и степень затемнения и готово.

Последние три инструмента стоит отнести к одной группе, ведь они отличаются, по сути, только способом выделения. Речь идет о точечной коррекции снимка наложением маски. И вот тут как раз есть три варианта наложения: градиент-фильтр, радиальный фильтр и кисть коррекции. Рассмотрим на примере последней.

Начнем с того, что кисть можно изменять в размере просто зажав «Ctrl» и покрутив колесико мыши, а сменить ее на ластик — нажав «Alt». Помимо этого, можно настроить нажим, растушевку и плотность. Ваша цель — выделить участок, который будет подвержен коррекции. По завершении в вашем распоряжении туча ползунков, с помощью которых можно настроить все: от температуры и оттенка до шума и резкости.

Но это были только параметры маски. Применительно ко всему фото можно настроить все те же яркость, контраст, насыщенность, экспозицию, тени и света, резкость. Все? Ан, нет! Еще кривые, тонирование, шум, коррекция объектива и многое-многое другое. Конечно, каждый из параметров стоит отдельного внимания, но, боюсь, статьи будет мало, ведь на эти темы пишутся целые книги! Тут можно дать лишь один простой совет — экспериментируйте!

Создание фотокниг

Раньше все фотографии были исключительно на бумаге. Разумеется, эти снимки в последующем, как правило, добавлялись в альбомы, которых у каждого из нас осталось до сих пор немало. Adobe Lightroom позволяет обрабатывать цифровые фото… из которых также можно сделать альбом.

Для этого перейдите на вкладку «Книга». Все фото из текущей библиотеки добавятся в книгу автоматически. Из настроек в первую очередь идут формат будущей книги, размер, тип обложки, качество снимков, разрешение при печати. Далее можно настроить шаблон, по которому фото будут размещены на страницах. Причем для каждой страницы можно задать собственный макет.

Естественно, некоторые снимки требуют комментариев, которые можно легко добавить в виде текста. Здесь настраивается шрифт, стиль написания, размер, непрозрачность, цвет и выравнивание.

Наконец, чтобы немного оживить фотоальбом, стоит добавить на фон какое-то изображение. В программе есть несколько десятков встроенных шаблонов, но вы без проблем можете вставить и свое собственное изображение. В конце, если вас все устраивает, нажмите «Экспорт книги как PDF».

Создание слайд-шоу

Процесс создания слайд-шоу во многом напоминает создание «Книги». В первую очередь вы выбираете каким образом фото будет расположено на слайде. При необходимости можно включить отображение рамки и тени, которые также настраиваются довольно детально.

В качестве фона опять же можно установить собственное изображение. Стоит отметить, что на него можно нанести цветной градиент, для которого настраивается цвет, прозрачность и угол. Разумеется, наложить также можно свой водяной знак или какую-либо надпись. Наконец, вы можете добавить музыку.

К сожалению, из параметров воспроизведения можно настроить только длительность слайда и перехода. Никаких эффектов перехода тут нет. Также обратите внимание на тот факт, что воспроизведение результата доступно только в Lightroom — экспортировать слайд-шоу нельзя.

Веб-галереи

Да-да, Лайтрум можно использовать и веб-разработчикам. Здесь вы можете создать галерею и сразу же отправить ее на ваш сайт. Настроек вполне достаточно. Во-первых, вы можете выбрать шаблон галереи, задать ее название и описание. Во-вторых, вы можете добавить водяной знак. Наконец, тут же можно экспортировать или сразу отправить галерею на сервер. Естественно, для этого сначала нужно настроить сервер, указать логин и пароль, а также вбить адрес.

Печать

Функцию печати также следовало ожидать от программы подобного рода. Здесь вы можете задать размер при печати, разместить фото по вашему желанию, добавить личную подпись. Из параметров, относящихся непосредственно к печати стоит отнести выбор принтера, разрешение и тип бумаги.

Заключение

Как видите, работать в Лайтруме не так уж сложно. Основные проблемы, пожалуй, заключаются в освоении библиотек, потому что новичку не совсем понятно где искать импортированные в разное время группы снимков. В остальном же, Adobe Lightroom довольно дружелюбен к пользователю, так что дерзайте!

Я пользуюсь несколькими версиями Лайтрума, одновременно установленными у меня на компьютере под управлением ОС Window. Разные версии имеют немного отличающийся функционал, либо разные методы реализации одних и тех же функций. В зависимости от ситуации, я выбираю нужную мне версию. Здесь показаны скрины на основе довольно старой версии Lightroom 3.7. Все версии Лайтрума у меня без русификации, так как для меня это не важно.

За долгое время работы с программой я выработал свой алгоритм работы в Лайтрум, который применяю почти всегда. Мои 5 простых советов максимально помогут только тем, кто снимает в формате RAW и проявляет фотографии пакетно.

Для вдумчивой проявки каждой фотографии в формате RAW по отдельности я рекомендую использовать оригинальное (т.е. родное) ПО. Например, для системы Nikon это .

0 (нулевой пункт). Импортирую RAW файлы.

Суть действия: подготовить рабочее пространство для дальнейших манипуляций с файлами.

Это нулевой, дополнительный пункт, с которого всегда начинается работа с Лайтрум. Чтобы начать обработку фотографий — их нужно сначала импортировать в программу. Я использую быструю и примитивную загрузку: просто перетаскиваю мышью все файлы в окошко Лайтрума и жму кнопку ‘Import’. Импорт я всегда провожу с каталога, размещенного на жестком диске. Если импорт проводить с флешки, то процесс импорта затянется, так как программа, скорее всего, сначала скопирует все исходные файлы в свой специальный каталог.

С импортом есть свои особенности. Когда фотографии импортируются в Лайтрум, можно порой заметить, как картинка предварительного просмотра (превьюшка) меняет свой цвет, насыщенность, экспозицию. Связано это с тем, что каждый RAW файл несет в себе не только исходную информацию о снимке, но и множество других дополнительных данных. Одни из таких данных — это превьюшки фотографий для быстрого просмотра. Если говорить грубо, то в RAW файл встроена миниатюра в формате , которая служит для быстрого просмотра снятой фотографии на дисплее камеры. Эта JPEG-миниатюра построена на основе настроек, заданных фотоаппаратом. Во время импорта фотографий в Лайтрум, программа показывает JPEG-миниатюры, выковырянные из RAW-файла. После попытки просмотреть фотографию ближе, Лайтрум строит (рендерит) новое изображение непосредственно с исходных сырых данных, пользуясь своими собственными предустановками. Предустановки Лайтрума и JPEG-миниатюры не совпадают, из-за чего первоначальная картинка меняется на глазах.

К сожалению, добиться от Лайтрума точного повторения всех настроек фотоаппарата очень и очень сложно. На самом деле повторить все настройки фотоаппарата — невозможно. Только родное ПО может отображать RAW-изображение на компьютере в полном соответствии тому, которое можно увидеть на дисплее фотоаппарата. Но чтобы максимально снизить различия между тем, как снимок выглядит на дисплее фотоаппарата и в окне программы — я рекомендую отключить в фотоаппарате все дополнительные функции , которые улучшают изображение. Для системы Nikon в первую очередь это касается функции Active .

Все улучшения должны быть выполнены с помощью Лайтрума . Пользоваться накамерными функциями для улучшения изображения имеет смысл только при съемке в формате , либо, если RAW-файлы будут обрабатываться с помощью родного ПО.

После импорта можно добавить теги, метки, правильно каталогизировать серии снимков, настроить сортировку фотографий в ленте.

Также, импортировать можно сразу с применением определенного пресета, в который можно записать настройки, указанные ниже.

1. Задаю профиль камеры.

Суть действия: базовая настройка для максимально правильного/красивого рендеринга исходного RAW-файла.

Настройка находится по адресу Develop -> Camera Calibration -> Profile -> выбрать нужный профиль

Чтобы изображение, формируемое в Лайтрум, было максимально похожим на то, которое отображается на дисплее фотоаппарата, Лайтруму нужно указать правильный профиль фотоаппарата. Если говорить коротко, то профиль фотоаппарата (Camera Profile) — это режим управления снимками, который задается на фотоаппарате (нейтральный, насыщенный, монохромный и т.д.).

Это ключевой момент. Правильный профиль фотоаппарата позволяет в разы улучшить визуальное восприятие снимка. Найти хороший профиль под конкретный фотоаппарат — очень и очень сложно.

Обычно Лайтрум имеет набор базовых профилей: нейтральный, насыщенный, портрет и т.д. Эти профили очень слабо соответствуют похожим профилям, которые задаются на фотоаппарате.

Поисками профиля под свой конкретный фотоаппарат можете заняться сами. Обычно созданием профилями занимаются сторонние разработчики. Я уверен, что для большого количества фотоаппаратов найти хороший профиль не получится. В таком случае нужно будет выбрать профиль, который максимально Вам нравится.

Уже существующий профиль можно доработать, а именно настроить цветовое смещение в тенях, смещение и насыщенность каждого из трех основных каналов. После чего, можно создать пользовательский пресет, записав в него только изменения, касающиеся Camera Calibration (при создании пресета следует выбрать только галочку ‘Калибровка’).

2. Задаю профиль объектива.

Суть действия: избавиться от недостатков объектива.

Функция задается следующим образом Develop -> Lens Corrections -> Profile -> Enable Profile Corrections

Здесь все просто. Выбрав профиль объектива можно полностью избавиться от некоторых недостатков объектива. В общем случае данная настройка позволяет полностью вылечить и . Также, здесь же лечатся объектива. Лайтрум имеет обширную базу по объективам, с помощью которой можно «вылечить» любой из них.

Если используемого объектива нет в списке, то можно сделать коррекцию данных параметров вручную, а потом записать результат в пресет, который можно применить ко всем фотографиям.

После данной настройки должны нивелироваться искажения вносимые объективом.

В дальнейшем профиль объектива будет применен к каждой фотографии.

3. Оптимизирую и расширяю возможности камеры и объектива.

Суть действия: сделать максимально красивое/требуемое изображение посредством базовых манипуляций с экспозицией и цветом.

Здесь все очень просто. Обычно я выбираю одну ключевую фотографию из серии или даже из целой съемки и настраиваю ее по основным параметрам:

  • Повышедие ДД — восстановление светов и теней (Highlight recovery, Fill light, Dark)
  • Донастройка красочности (Vibrance)
  • Повышение насыщенности (Saturation)
  • Повышение четкости (Clarity)
  • Повышение резкости (Sharpening)
  • Устранение шума (Noise reduction)

Здесь главное не переборщить . Я стараюсь сделать фотографию «нейтрально-позитивной» чтобы все дальнейшие манипуляции уже отталкивались от исходного «нормального» изображения.

Важно: уровень той или иной настройки сильно зависит от используемого фотоаппарата и непосредственно снятых кадров. Например, я четко знаю и понимаю как сильно влияет тот или иной ползунок в Лайтрум на RAW-файлы моих камер, а к новому фотоаппарату и обработке его RAW-файлов нужно подолгу привыкать.

В дальнейшем эти настройки будут применены к каждой фотографии.

4. Синхронизирую все изображения по одной ключевой фотографии.

Суть действия: привести все изображения под один базовый вид.

После всех предыдущих манипуляций я синхронизирую все фотографии с измененными настройками. Делается это очень просто. В разделе ‘Develop’ выбираются все фотографии в ленте (CTRL+A) и нажимается кнопка ‘Sync’. В меню синхронизации я нажимаю кнопку ‘Check All’ (Выбрать Все), после чего снимаю галочки ‘White Balance’ (), ‘Crop’ (Кадрирование), ‘Spot Removal’ (Точечная коррекция). Снятые параметры не должны быть синхронизированны, так как каждая фотография имеет свой индивидуальный , кадрирование и точечную коррекцию/восстановление.

Синхронизация является частью пакетной обработки. По ее окончании все фотографии подгоняются под похожие настройки.

После этой манипуляции в ленте Лайтрума все фотографии уже более-менее приведены к нормальному виду. Предыдущих четыре пункта позволяет «вывести изображения в ноль» — избавить его от недостатков объектива, фотоаппарата и до предела выжать возможности RAW-файла. После проведения этих четырех манипуляций уже можно начинать настоящую тонкую обработку и готовить изображение к финальной стадии, которую увидит клиент.

5. Кадрирую все фотографии.

Суть действия: исправить недостатки кадрирования — выровнять горизонт, обрезать фото с правильным расположением деталей в кадре, вырезать ключевые части фотографии.

К сожалению, откадрировать одну фотографию, и применить кадрирование ко всем фотографиям ленты не получиться. После синхронизации базовых настроек я выполняю кадрирование всех фотографий . Во время проведения операции кадрирования я также выборочно удаляю с ленты Лайтрума неудачные снимки.

Важно: я настоятельно рекомендую кадрировать фотографии с зафиксированными пропорциями кадра. Пропорции классического кадра составляют 3:2. После проведения кадрирования все фотографии имеют одинаковые пропорции кадра и ничем не отличаются во время просмотра. Если этого не сделать, то после кадрирования могут получиться фотографии-квадратики, сильно вытянутые полосы. Это не соответствует общей стилистике ленты фотографий. К тому же, во время сдачи на печать со 100% вероятностью части кадра будут обрезаться либо заполняться белым пространством. Обычно печатают на стандартных размерах, которые также соответствуют пропорциям 3:2. Практически для каждой съемки я печатаю фотографии, либо монтирую фотокнигу, для меня очень важно соблюдения пропорций после кадрирования. Чтобы сохранить пропорции кадрирования в Лайтруме, достаточно нажать на иконку навесного замка.

После кадрирования и удаление неудачных кадров у меня в ленте получается «вылизанный» набор фотографий, с которыми можно проводить дальнейшие манипуляции.

Важно: я называю все указанные действие ‘Выйти В Ноль’ , так как эти простые манипуляции позволяют взглянуть на изображение, лишенное базовых недостатков, сырое, нейтральное, как чистый лист, глядя на который уже можно проводить дальнейшую тонкую обработку.

Я считаю, что указанные манипуляции позволяют на 30% улучшить качество исходного изображения. Остальные 60% — это доработка изображения посредством Adobe Photoshop (Фотошопом, а не Лайтрумом).

В моей практике часто случается так, что после выполнения всего лишь этих пяти пунктов уже можно получить вариант изображения, которое может удовлетворить и меня и моих клиентов. Чаще всего обработка ограничивается всего лишь этими пятью пунктами, если не нужно проводить ретушь фотографий (устранение недостатков кожи, работа с пластикой, художественная цветокоррекция и прочее).

Для меня самое сложное в обработке — это после приведения всех фотографий из серии/съемки в удобоваримый вид — выбрать лучшие для тонкой их доработки.

6. Экспортирую все фотографии (бонусный пункт)

Суть действия: получить готовый результат, который сможет просмотреть любой пользователь/клиент на любом устройстве.

В данном случае экспорт — это процесс экспортирования фотографий из RAW-формта в формат, который подойдет для дальнейшей обработки, либо просмотра. Если я планирую больше ничего не делать, то я экспортирую в попсовый формат . Если я в дальнейшем планирую дорабатывать фотографии в Adobe Photoshop, то я использую формат ‘TIFF’ или ‘DNG’. В последнее время на меня напала лень, я не использую TIFF и все фотографии экспортирую сразу в .

В итоге мой техпроцесс обработки фотографий делится на два этапа: обработка в Лайтрум и обработка в Фотошоп. Лайтрум — для базовых настроек, восстановление «запоротых» снимков, пакетной обработки ленты фотографий. Фотошоп — для финального «допиливания» фотографий, ретуши, манипуляций со слоями, масками и прочим.

Философия

Я убежден, что у фотографа должен быть выработан четкий план действий, четкая концепция, продуманная методология с пошаговыми действия обработки фотографий. Отработанный технологический процесс очень сильно ускоряет и упрощает обработку и сдачу готового материала клиенту.

Итог. Мой базовый процесс обработки построен следующим образом: импорт -> задание профиля фотоаппарата -> задание профиля объектива -> расширение возможностей камеры/объектива -> синхронизация выбранных настроек -> кадрирование -> экспорт . Повторюсь — это базовый процесс, основа с которой начинается моя обработка.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Дата публикации: 16.02.2017

Каждый жанр фотографии имеет нюансы. Своя специфика - творческая, техническая и организационная - есть и в пейзажной съёмке.. Однако тема постобработки была разобрана не столь подробно. Восполним этот пробел.

На примере одного кадра мы разберём ключевые этапы обработки пейзажа и дадим несколько нестандартных советов по работе с цветом и HDR. Как сортировать большое количество фотографий? Как расширить динамический диапазон и не потерять детали в тёмных и светлых участках кадра? Давайте разбираться.

NIKON D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

1. C чего начать?

С сортировки и каталогизации отснятого материала. Прежде чем приступать к обработке, стоит выбрать лучшие снимки и отсеять технический брак, неудачные дубли. Adobe Lightroom имеет широкие возможности по сортировке. Каждый фотограф использует их по-своему.

В чём сложность отбора снимков с пейзажной съёмки? Иногда в пейзаже применяется панорамная съёмка, а каждый элемент панорамы снимается с брекетингом экспозиции для последующей склейки HDR. Получается, что итоговый кадр может состоять из десятков исходных снимков. Нужно не растерять их и собрать в едином пространстве.

Поэтому я в первую очередь создаю коллекцию с отобранными исходниками: выделяю серию фотографий, жму на левой панели Collections и «плюсик» (показано на скриншоте).

Нужно дать коллекции максимально информативное название. Обычно я пишу название места, где были сделаны снимки.

Теперь фотографии собраны и готовы к дальнейшей работе.

2. Склейка HDR и панорам

Следующий этап работы с серией исходников для пейзажного кадра - сборка. У Adobe Lightroom начиная с шестой версии прекрасные возможности по работе с HDR и панорамами.

Сначала соберём серию HDR-изображений. Исходный сюжет снимался с брекетингом экспозиции по три кадра в серии: тёмный, нормальный, светлый. Благодаря этому при склейке HDR мы сможем добиться сохранения всех деталей.

Кадры для этой статьи сделаны на камеру Nikon D810 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Фотоаппараты Nikon обладают широчайшим динамическим диапазоном: большинство сюжетов можно снимать без брекетинга, если мастерски настроить экспозицию. Однако даже опытный фотограф не застрахован от ошибок. А экстремальное вытягивание деталей из теней чревато увеличением уровня цифрового шума. Я предпочитаю снимать с брекетингом, чтобы при обработке иметь большую свободу для манёвра.

«Противопоказания» для HDR: динамичные сюжеты, кадры с подвижной водой (прибоем, например), ветер при съёмке. В таких ситуациях вряд ли получится собрать HDR без артефактов. Здесь стоит особенно внимательно экспонировать кадр, чтобы сразу получить нужный динамический диапазон.

Итак, мы выбрали три изображения. Теперь нажимаем правую кнопку мыши, а в выпавшем меню - Photo Merge и HDR. Можно воспользоваться горячей клавишей Ctrl+H. При этом запустится процесс склейки HDR. Уникальность Adobe Lightroom заключается в том, что программа создаёт итоговое изображение в формате цифрового негатива DNG. C ним мы можем работать, как с обычным RAW. На сайт есть о склейке HDR в Lightroom.

Этот процесс довольно долгий и рутинный. Повторяем одни и те же действия для каждой серии: выделяем исходники, запускаем процесс склейки, выделяем следующую серию… Скорость зависит от мощности вашего компьютера.

Теперь у нас есть серия HDR-склеек в формате DNG. Выделим её зелёным цветом, чтобы не потерять.

Можно отсортировать файлы по типу или дате создания. Полезно проверить полученные файлы на наличие артефактов склейки.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Если они есть, можно ещё раз склеить HDR-изображение, выбрав один из уровней Deghost Amount. Если HDR не клеится совсем, ищите ошибку в подходе к съёмке: либо вы снимали слишком динамичный сюжет, либо не закрепили фотоаппарат на штативе, либо перепутали фотографии и склеиваете снимки из разных серий. В крайнем случае попробуйте обойтись одним кадром, вытянув из него тени и света.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Выделяем все HDR-изображения и склеиваем их в панораму. Инструмент склейки панорам в Adobe Lightroom прост и незатейлив. После построения превью пользователю предлагают на выбор три проекции, в которых панорама может быть собрана. Выбираем понравившуюся и собираем. В дальнейшем мы сможем немного поработать с перспективой и трансформацией кадра.

Функция Auto Crop позволяет обрезать лишние части панорамы.

Регулятор Boundary Warp трогать рекомендую в крайнем случае: он сильно влияет на геометрию кадра, искажая панораму так, чтобы она уместилась в прямоугольные рамки кадра. Однако над трансформацией можно поработать и после склейки. А если потребуется серьёзная коррекция, это можно сделать на последнем этапе, загрузив фото в Adobe Photoshop и используя инструменты Liquify или Warp. Склейка панорамы тоже занимает некоторое время.

3. Возвращаемся к истокам

Итак, приступаем к обработке панорамного изображения. Наверное, вы уже обратили внимание, что пока я не вносил никаких коррекций, не редактировал цвета, не трогал экспозицию. Почему? Потому что лучше начинать делать это с чистого листа на сведённом панорамном изображении.

Перед работой я сбрасываю все настройки. Часто бывает, что на итоговом изображении сказываются нежелательные настройки, которые были внесены программой или самим фотографом по невнимательности. Кстати, кнопки Reset тут может быть недостаточно.

Lightroom вносит много скрытых коррекций. Некоторые из них вы увидите, если перейдёте в процесс обработки 2010 года. В этом примере яркость изображения повышена до +50, а вместо линейной тональной кривой используется S-образная кривая, повышающая контраст. Обычно все настройки в «Процесс-2010» я возвращаю на 0, после чего переключаюсь обратно в «Процесс-2012». Чтобы ускориться, я записал настройки в пресет.

Время ужасаться: картинка стала тёмной, серой. Зато она максимально «сырая», с ней мы будем работать дальше.

4. Инструменты трансформации и кадрирования

Перед тем как приступать к работе с цветами, яркостью и контрастом, скадрируем снимок. Так мы поработаем над его композицией и в дальнейшем будем видеть сюжет более целостно. При кадрировании я предпочитаю придерживаться стандартного соотношения сторон: 3:2, 4:3, 5:7 или 1:1. Такие снимки лучше воспринимаются зрителем. Кроме того, фотобумага и рамы выпускаются под стандартные соотношения сторон. Да, можно воспользоваться широкоформатной печатью и сделать раму на заказ, но это будет стоить дороже.

Панель инструментов Transform поможет поработать с перспективой на фото. Особенно полезны бегунки Vertical и Horizontal. Они позволяют добиться желаемого отображения перспективы. Это особенно актуально в архитектурной съёмке: с помощью этих регулировок можно выровнять все вертикальные линии, убрать перспективные искажения.

5. Настраиваем Camera Calibration

«Adobe Lightroom портит цвета», - так говорят те, кто не умеет пользоваться блоком настроек Camera Calibration. Дело в том, что фотоаппаратов очень много, а Lightroom один. Чтобы более или менее адекватно интерпретировать информацию, записанную в RAW, был разработан универсальный профиль Adobe Standart. Он работает достаточно корректно, но не так хорошо, как родные профили камеры. Adobe Standart выдаёт «средние» цвета и контраст, снимок с таким профилем не будет блистать сочными красками.

Каждый производитель загружает в свои камеры несколько профилей работы с цветом и контрастом. У Nikon за это отвечают профили Picture Control. Их же мы можем увидеть и в Lightroom - достаточно нажать на значок Profile.

Для начала выберем профиль Camera Standart. Он покажет нам стандартные цвета с камеры. Тут можно поэкспериментировать: одни профили дают более контрастную картинку, другие - менее контрастную.

Я ценю D810 за то, что в нём (как, впрочем, и во всех современных камерах Nikon) есть профиль Flat. С ним можно получить изображение с минимальным контрастом и значительно расширенным динамическим диапазоном.

Выбрав подходящий профиль, мы получаем возможность поработать с насыщенностью каналов. Обратите внимание: регуляторы повышают насыщенность не конкретно зелёного, красного и синего цветов, а каждого из каналов. Поэкспериментируйте с ними, чтобы получить желаемую насыщенность. Поскольку мы работаем с RAW, к этим настройкам можно вернуться в любой момент. Я советую обратиться к ним и на завершающем этапе, когда будет ясна ситуация с цветом. Для начала можно поставить на каждом из каналов значение +60. Рекомендую использовать именно эти настройки из панели Camera Calibration вместо инструментов Saturation и Vibrance.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 320, F10, 1/500 с, 18.0 мм экв.

6. Базовые коррекции. Работа с яркостью, балансом белого и динамическим диапазоном

Итак, подготовительные этапы позади. Перейдём к основным настройкам, которые знакомы каждому фотографу. После сброса настроек в «Процесс-2010» ползунок экспозиции съехал на уровень -1 EV, а контраст на -33. Поработаем с динамическим диапазоном: настроим ползунки Highlights и Shadows так, чтобы на фото не было потери деталей. Здесь можно ориентироваться на график гистограммы.

Следующий этап - работа с тональной кривой. Я предпочитаю с её помощью настраивать яркость и контраст. Она даёт больше возможностей, чем обычный ползунок экспозиции, который настраивает яркость линейно. Тут мы можем работать с разными участками кривой. Для получения нужного контраста я повышаю яркость в светлых участках и немного понижаю её в тёмных.

Теперь переходим к работе с балансом белого. Всё как обычно: стоит придерживаться реалистичного отображения цветов, чтобы зритель верил вашему кадру. Но не забывайте о том, что мы занимаемся творчеством, а не документированием реальности, поэтому с фанатизмом гнаться за достоверностью, наверное, не стоит.

Если хочется глубже поработать с цветами, воспользуйтесь панелью HSL. На этом снимке я увеличил насыщенность тёплых оттенков, чтобы подчеркнуть осенние краски.

При работе с форматом DNG (он же RAW) мы можем вернуться к любой коррекции и подправить её. Именно это я и предлагаю сделать на завершающем этапе. Ещё раз пройдёмся по всем настройкам и «отшлифуем» картинку: поправим цвета, контраст, яркость. Если на фото есть чёрные точки, видны следы пыли на матрице, устраните их инструментом Spot Removal Tool.

Вместо заключения

Как видите, пейзаж можно обработать от начала до конца в одной программе. Если ваша цель - сделать всё быстро, то ограничьтесь работой в Lightroom. Но последний этап обработки можно доверить Adobe Photoshop. В этом фоторедакторе есть мощные инструменты ретуши, которые позволяют более гибко работать с цветом. Но это уже тема для отдельной статьи.

Красота природы - незаменимый элемент пейзажной фотографии, но не единственный. Нужно уметь показать её на фото. А здесь важны творческое видение и художественный вкус. Чтобы развить эти качества, нужна практика. Больше фотографируйте и путешествуйте!!

Дата публикации: 16.02.2017

Константин Воронов

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности - свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net . Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Искусство фотографии покоряет с первого взгляда, брошенного на красиво выполненный снимок. Но прежде чем фотография станет привлекательной потребуется едва ли не титаническая работа над отснятым материалом, так называемая обработка, в которой нуждается фотоматериал любого формата, как JPEG, так и RAW. Если с форматом JPEG все более менее просто, то с форматом RAW, который предусмотрен в профессиональных цифровых фотоаппаратах и даже в некоторых моделях обычных цифровых «мыльниц» все намного сложнее. В переводе с английского RAW означает «сырой», то есть такой вид, в котором фотографию ни один фотограф не рискнет выставить на суд зрителей, да это и невозможно потому как такой формат не читаем устройствами без специальной программы. Для чего же тогда нужна функция, позволяющая сохранять снимки в данном формате?

Основное преимущество RAW в том, что он является современным аналогом пленочного негатива, из которого можно вылепить наилучший результат в отношении выравнивания света, тени, размера и других качеств. Чтобы лучше понять преимущества RAW, нужно понять, что такое привычный формат изображений JPEG. Данный формат позволяет снимаемый кадр превращать в цифровую картинку согласно настроек фотоаппарата и осуществляя сжатие, в ходе которого изображение может потерять свои качества, которые для фотографии имеют одно из самых важных значений. JPEG ответственен за цветопередачу, насыщенность, за баланс белого, контрастность и за сжатие изображения. RAW располагает большим содержанием характеристик изображения, так как позволяет попасть на карту памяти отснятому материалу сразу же после оцифровки сигнала для дальнейшей коррекции снимка в соответствующей компьютерной программе. То есть RAW как бы сохраняет первозданность запечатленного момента. Большинство профессиональных фотографов стараются работать с форматом RAW, чтобы после обработки отснятого материала добиться максимального эффекта и наличия деталей в конечном варианте фотографии. Для такой работы незаменима программа Lightroom, являющаяся частью пакета Adobe.

Данная программа была разработана специально для обработки цифровых снимков, обеспечивая непосредственно коррекцию цвета и тени, при этом облегчая поиск изображений. В Lightroom возможна работа с файлами довольно больших размеров, чтобы была возможность задать им высокое разрешение. Это важно, если изображение будет помещено скажем так на билборд, а не распечатано в размере 15*18. Для формата RAW Lightroom является еще и программой конвертером.

Для использования программы стоит знать о технических требованиях к компьютеру, на который она может быть установлена. К этим характеристикам относится: процессор Intel/AMD, 64-разрядная операционная система, объем оперативной памяти желательно свыше 1 ГБ, свободное место на жестком диске порядком 300 Мб и выше для временных файлов, которые будут появляться при работе с программой.

Программа Lightroom позволяет выполнять коррекцию изображений в формате RAW и JPEG при этом сохраняя все сведения об изначальном изображении. При помощи данной программы можно создать каталогизацию всех имеющихся на компьютере изображений различного формата. В отличие от уже ставшей привычной и незаменимой программы Photoshop в Lightroom основной уклон идет на цветокоррекцию в более расширенном варианте, чем в Photoshop, а для фотографии имеет большое значение свет и детали изображения.

Итак, рассмотрим более пристально функции программы Lightroom. Для того, чтобы иметь наглядное представление о той или иной функции будут представлены скриншоты отдельных фрагментов программы.

Пошаговая обработка фотографии в Лайтрум

Установив программу открываем её и здесь начинается самое сложное. Эта программа не так легка в открытии файлов и для того, чтобы поэкспериментировать над фотографией нужно пройти путь через создание каталога.

Каталог в данном примере пустой и поэтому загрузим все фото, как показано на рисунке.

Стоит отметить, что Lightroom открывает не только формат RAW, но и JPEG. Воспользовавшись функцией «Все фото» внизу рабочего поля у нас появятся превью всех фотографий, которые Вы когда-либо сделали и сбросили из фотоаппарата на компьютер. Если Вас это не устраивает, то можно стать левой кнопкой мыши на одно из превью и во вкладке «Фото» и внизу списка выбрать «Убрать фото из каталога».

Чтобы приступит к работе над изображением стоит сделать его копию, как показано на рисунке. Именно в копии лучше всего производить коррекцию, чтобы сохранить оригинал.

После переносим его в «Быструю коллекцию», нажав на скопированное фото левой кнопкой мыши и во вкладке «Фото» выбрав «Добавить фото в быструю коллекцию». Это упростит задачу по поиску откорректированного изображения.

Переходим в «Быструю коллекцию», и приступаем к коррекции. Для этого можно зайти во вкладку «Окно» и выбрать «Коррекция», а можно сделать проще, как показано на рисунке. Теперь можно приступить к изменениям изображения, даже в формате JPEG.

Именно на примере изображения формата JPEG можно рассмотреть возможности Lightroom, которая буквально превращает некачественное фото в почти профессиональное.

Вот так выглядит фотография, выполненная цифровым фотоаппаратом Nikon Coolpix.

Обращаем внимание на разделы, находящиеся справа от рабочего поля, именно там находятся функции изменяющие фотографию. Начнем с раздела «Основные». Чтобы придать изображению более летний вид нужно сдвинуть курсор параметра «Температура» вправо, и сделаем чуть мягче «Оттенок».

Придадим изображению больше тонов и густоты тона, исправив «Экспозицию» и «Контраст». Для того, чтобы на цветочки упали солнечные лучи, то можно сдвинуть вправо параметр «Света». Если сдвинуть курсор «Тени» вправо, то можно проявить те участки изображения, которые находятся в тени.

Крайне аккуратно нужно обращаться с параметром «Белые» и «Черные».

В подразделе «Внешний вид» настраиваем «Четкость», что позволит придать резкость и проявить детали изображения. «Сочность» и «Насыщенность» варьируем в зависимости от собственных предпочтений.

В подразделе «Область» можно настроить солнечность фотографии с учетом теней и света, даже бликов. Это свойство относится и к функции «Тоновая кривая».

Раздел «Раздельное тонирование» дает широкую возможность настроить тени и свет ещё более улучшенным образом.

В разделе «Детализация» можно будет придать очертания деталям, которые просто потерялись в формате JPEG, сделав фотографию очень четкой, и в то же время устранив неизбежные при детализации шумы.

Чтобы сохранить полученный результат произведенной коррекции нужно проделать следующий путь: правой кнопкой мыши нажать по изображению в рабочем поле и в появившемся контекстном меню выбрать «Экспорт» и далее «Экспорт».

В открывшемся окошке нужно задать путь к папке, где будет сохранен файл, нажав «Выбрать» и после нажать «Экспорт».

Таким образом, получился вот такой результат. Вот так довольно просто можно спасти некачественное фото в формате JPEG, а что можно вытворить с изображением в формате RAW рассмотрим чуть позже.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.