История хорезма с древнейших времен. Древний хорезм - затерянный мир. От арабского завоевания до завоевания сельджуками

Чрезвычайно насыщенными станут поездки по Хорезмской области Узбекистана и Республике Каракалпакистан, или по Северному Хорезму, край, который, несомненно, интересен самыми удивительными памятниками.

В Каракалпакистане особенно много памятников античного периода. Это - городище Гяур-кала (IV век до н. э. - IV век н. э.) и крепость с таким же названием, но находящиеся на большом расстоянии друг от друга. Дахма Чильпык (I-IV века до н. э.- IX- XI век н. э.) - место церемониального ассуарного захоронения зороастрийцев, Миздахкан (IV вв. до н.э. - XIV в н.э) - комплекс древнего и средневекового поселений. Городища Топрак-кала (I век н. э.- IV век н. э.), Гульдурсун (IV - III вв. до н.э.), Ахшахан -кала (IV век до н. э - IV век н. э), крепость и одновременно храм Койкрылган -кала (IV век до н. э - IV век н. э), храм огня Ташкырман-тепе (IV-III век до н. э - III-IV век н. э), Прекрасную жемчужину Хиву. В городе Ургенче посетите музей и памятник, Авесте, т.к. многие ученые сходятся во мнении, что эта священная книга была написана именно в Хорезме.

Если вы окажетесь в Ургенче или в Нукусе, а вас интересует древнейшая история, не думайте в какую сторону ехать. Можете отправляться в любую из четырех сторон света - повсюду здесь встречаются памятники зороастризма. Или хотя бы руины - незабвенные остатки великой религии и цивилизации мудрых мыслителей и астрологов, философов и волхвов.

АВЕСТА - священная книга зороастризма - доисламской религии древних народов Турана и Ирана, впервые в истории человечества провозгласившая идею единобожия. Благодаря ей, из глубины веков до нас дошли свидетельства о представлении нашими предками устройства мироздания. Название «Авеста» означает что-то вроде "Основного изречения".

Творец книги - Зороастр, так звучит его имя по-гречески, Заратуштра (Заратустра) - по-ирански и пехлевийски, или Зардушт, на языке жителей Центральной Азии. Он пророк Ахура Мазды - верховного божества зороастрийской религии родился то ли в Иране, то ли в Хорезме.

Сын Поурушаспы, из рода Спитама, Заратуштра известен, прежде всего, по Гатам - семнадцати великим гимнам, которые он сочинил. Эти гимны были добросовестно сохранены его последователями. Гаты являются не собранием поучений, но вдохновенными, страстными изречениями, многие из которых обращены к Богу. "Во истину есть два первичных духа - это близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии они оба -- добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие. И то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой дух-светел святейший, облаченный в крепчайший камень, выбрал праведность, и пусть это все знают, кто будет постоянно ублаготворять Ахура Мазду праведными делами ("Ясна", 30,3). Главное бедствие человечества - смерть. Она вынуждает души людей в течение эры "Смешения" покидать материальный мир и возвращаться на некоторое время в несовершенное нематериальное состояние".

Зороастр считал, что каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершала в течение жизни. Он учил, что и женщины, и мужчины, и слуги, и хозяева могут мечтать о рае, а «преграда времен» - переход из одного мира в другой - "Мост-Разрушитель", стала его откровением, местом судилища, где приговор каждой душе зависит не от многих и щедрых жертвоприношений во время земной жизни, а от ее нравственных достижений.

На весах взвешиваются мысли, слова, и дела каждой души: добрые - на одной чаше, дурные - на другой. Если добрых дел и мыслей больше, то душа считается достойной рая. Если же весы склоняются в сторону зла, то мост сужается и становится лезвием клинка. Грешник переживает «долгий век страданий, дурной пищи и скорбных снов ("Ясна", 32, 20).

Зороастр был первым, кто учил о суде над каждым человеком, о рае и аде, о грядущем воскрешении тел, о всеобщем Последнем Суде и о вечной жизни воссоединившихся души и тела.

Эти наставления впоследствии приняты религиями человечества, они заимствованы иудаизмом, христианством и исламом.

По Зороастру, спасение каждого человека зависит от его мыслей, слов и дел, в которые вмешиваться и изменять, из сострадания или же по своей прихоти, не может ни одно божество. В таком учении вера в день Суда полностью получает свой ужасающий смысл: каждый человек должен держать ответ за судьбу собственной души и разделять ответ за судьбу мира.

АВЕСТА говорит: "Мараканда — второе из лучших мест и стран"..." Первое - Хорезм (не в современных границах, а в лоне Теджена и .)". Анахита (по-местному - Нана)— Мать - Земля - богиня оседлых. Митра - Солнце Быстроногое — Бог кочевых племен. Главная ипостась Митры - Правда, потому что без правды, без товарищества в бою не победить. "Солгавший Митре на коне не ускачет..." Поклонение Правде, доходящее до религиозности, поклонение Дружбе - извечный закон кочевых.

Бессмертный дух и история народа проявляются в культуре и искусстве, которые определяют своеобразный облик любой нации, ярко отражают ее неповторимые особенности.

И поэтому всему миру известно искусство народа Хорезма, в котором воплотились мотивы древней АВЕСТЫ. Этой величайшей книге в Ургенче сооружен монументальный памятник.

Но, давайте вспомним о других памятниках ушедшей цивилизации и посетим дахму Чильпык. Она расположена на правом берегу Амударьи, на вершине конического холма-останца высотой до сорока метров. Над дахмой Чильпик витает сегодня множество тайн и легенд зороастрийцев. Когда приходит Вайу - Бог смерти, то тело умершего относят в дахму. Дахма - это место, куда зороастрийцы выносили покойников для очищения останков от мягких покровов.

И сказал Ахура Мазда:
«Тело положить на высочайшие из места,
Выше волка и лисицы,
Не заливаемые водой дождевой».

Дахма Чильпык имеет форму неправильного круга диаметром от шестидесяти до восьмидесяти метров. Ее пятнадцатиметровые стены до сих пор охраняют ритуальные погребения, основанные зороастрийцами.

Вдоль периметра стены была расположена суфа - место, куда укладывали покойников для очищения.

Чтобы не осквернять воду и землю разложением, тела оставляли на съедение диким животным, хищным птицам и солнцу. После очищения, кости складывались в оссуарии, специальные вместилища для останков, и захоранивались в земле или в склепах - наусах. Этот способ захоронения был важнейшим аспектом веры в Ахура Мазду - высшую чистоту помыслов, слов и дел, неукоснительную веру в чистоту природы.

Древнее предание гласит, что Чильпык был когда-то укрепленным замком. В нем жила принцесса, влюбленная в невольника и бежавшая сюда от гнева своего отца. Другая легенда говорит, что эту крепость построил богатырь Чильпык. Сооружая замок, он ронял глину, из которой и образовался холм, на котором стоит дахма.

Третья, что дахма - это дело рук Дэва Хаджи Мулюка, врага Ахура Мазды, который вел вечную борьбу со светлыми силами.

Древнейший город Миздахкан, что расположен в Ходжейлийском районе Каракалпакистана, в двух десятках километров от Нукуса. Он возник еще за 400 лет до нашей эры. На восточном холме городища раскинулся некрополь. С девятого веке нашей эры он стал служить местом погребения мусульман. А до этого на холме совершали обряды античные зороастрийцы. Как нигде в другом месте, здесь переплелись пласты времени, и образовался перекресток цивилизаций.

Рядом с некрополем Миздахкан, который сам интересен, своими средневековыми сооружениями - Назлым-хан Сулу, Шамун Наби, на западном холме стоит городище Гяур-кала. Основанное за три сотни лет до нашей эры, оно просуществовало почти целый век, пережив расцвет и падение Кушанского государства... Гяур-кала был крупнейшим городом античного Хорезма, называвшимся когда-то Айрьянем Веджо. Рядом протекала Дайтии - современная Амударья. Археологические находки домашней утвари и изделий гончаров свидетельствуют о процветании ремесел в Гяур-Кале. Арыки и каналы говорят нам, что авестийцы владели отличными знаниями орошения земель. За мощными стенами Гяур-калы жили люди, проповедовавшие идеи Заратуштры - Пророка зороастризма.

Вертрагна - Бог победы был покровителем крепости- города, еще одной Гяур-калы, которая известна с четвертого века до нашей эры и простоявшей почти до XIII века нашей эры. Это была пограничная крепость, закрывавшая дорогу недругам с севера на территорию верхнего Хорезма. Ее мощные стены прорезаны двумя рядами стреловидных бойниц, за которыми укрывались воины зороастрийцы, давая отпор врагу. И теперь, когда в алтаре «Богатого зала» вспыхивает священный огонь - сын Ахура Мазды, появляются тени давно ушедших воинов. Бесплотные, они продолжают сторожить неприступную крепость Гяур-кала.

И только против Окса (Амударьи) не устояла крепость. Ее стены размыла буйная река.

«Взывают к Митре ратники, Склонившись к конским гривам, Прося себе здоровья, Коням в упряжках силу. И чтобы побеждать им Всех недругов враждебных И каждого врага...». Неприступные пятнадцатиметровые стены Гяур-калы сложены из глиняных кирпичей, размером сорок на сорок и толщиной десять сантиметров.

И хотя возраст их почти две с половиной тысячи лет, они по сей день крепки, будто сложены совсем недавно.

Стоит овеянный славой и пустынными ветрами вековечный и грозный символ зороастризма - крепость Гяур-кала, пережившая века.

Городище Топрак-кала, или «Земляной город» до сих пор окружен плодородными землями, которые возделываются земледельцами Турткульского района Каракалпакистана.

Топрак-кала появилась в первом веке нашей эры. Жители его почитали могущественную Ардви - богиню плодородия или, иначе, могучую Амударью. Топрак-кала окружена мощными стенами девятиметровой высоты. Один из кварталов города был целиком занят храмовыми зданиями. За дворцовым комплексом располагался город простолюдинов, защищенный стеной с четырехугольными башнями. Нередко его посещали верховные жрецы и правители. Чаще это случалось в праздник возрождения природы - Навруз. Город был двухъярусным. Теперь от стен города остались только фрагменты. Уцелели около ста помещений первого этажа и несколько строений второго. Окрашивается небо в багровые тона. Словно видения возникают картины прошлого. В бывших святилищах вспыхивает священный огонь. Вновь совершаются священные обряды и мистерии.

Скульптуры и барельефы царей и воинов отражают воинскую славу и удачу победителей, живших в этом городе.

Авестийские жрецы с барсманами в руках проводят литургии в честь Ахура Мазды и Заратуштры. Таким представляется величественный город Топрак-кала, сохранивший свое величие до наших дней.

И сказал Ахура Мазда:
«Не трогай! Трехпастый змей Дахака,
Огонь Ахура - Мазды
На это, недоступное,
Ты если посягнешь,
То погублю тебя я,

Городище Гульдурсун-кала известно с четвертого века до нашей эры. Оно представляет собой неправильный прямоугольник, который протянулся более чем на пятьсот метров с востока на запад и более чем на триста метров с севера на юг.

Античные стены и башни его сложены из пахсы и сырцовых кирпичей. Как и во всех строениях зороастрийцев, используются стандартные размеры кирпича: сорок на сорок и толщиной десять сантиметров.

Пятнадцатиметровые крепостные стены хорошо сохранились. Выносные башни были связаны с городом подземными ходами. Мощная фортификация крепости позволила городу простоять почти целый век и отражать все набеги захватчиков. И лишь свирепым завоевателям Чингиз-хана в четырнадцатом веке удалось сломить сопротивление Гульдурсуна.

По древней легенде, он носил имя «Гюлистан» - «цветник роз», пока его жителей не предала прекрасная принцесса, отдав свою любовь врагу... И стал он тогда называться «проклятым местом»... Грандиозные развалины Гульдурсуна овеяны легендами и сказаниями. Ходило поверье, что в крепости скрыт подземный ход к неисчислимым сокровищам. Но, охраняемый драконом клад, обязательно приведет к смерти любого, кто посягнет на сокровища Гульдурсуна.

Зороастрийцев называют огнепоклонниками. Они свято чтили уложения и обряды, предписанные великим пророком Огня - Спитамой Заратуштрой. Знания, полученные им от Мазды - Вышей мудрости, и поныне живы в обычаях и обрядах современных людей.

И сказал Ахура Мазда:
«О, верный Заратуштра,
мне имя - Вопрошаемый
и Истина, и Разум, и Ученье».

Кой-Крылган-кала, в переводе - крепость погибших баранов, появилась еще в четвертом веке до нашей эры. Это выдающийся памятник погребального и астрального культов древнего Хорезма.

Первоначально оно представляло собой круглое двухэтажное здание диаметром около сорока пяти метров. Главный храм был обнесен двумя стенами, отстоящими от центрального здания на расстояние пятнадцати метров, со стрелковой галереей.

На первом этаже размещались помещения для культовых церемоний. Эти залы представляют собой два изолированных комплекса. В верхних комнатах находились храмовая утварь и терракотовые изваяния Богов.

По двум лестницам, стоящим напротив друг друга, жрецы спускались вниз со стрелковой галереи второго этажа.

Кой-Крылган-кала пережила два периода существования. Вначале она была укрепленным храмом-гробницей. В ней совершались погребальные церемонии. Но, главное, здесь проводились астрономические наблюдения.

В период запустения она использовалась ремесленниками, в частности гончарами. А в пустующих помещениях хранили оссуарии с останками умерших.

Самый северный регион республики Узбекистан - Хорезмская область - расположилась на низменной равнине, часть которой представляет собой древнюю дельту реки Амударьи, другая часть на западе и юго-западе примыкает к пустыне Каракумы, где проходит граница с Туркменистаном. Также она граничит с Бухарской областью и Каракалпакским краем Узбекистана.

Административные районы

На границе с Туркменией находится Хорезмская область. Город Ургенч является её столицей. Небольшая по площади область занимает менее 2% площади всего Узбекистана - 6,3 тыс. кв. километров. На её территории находятся 3 города (Ургенч, Хива, Питнак) и 9 поселков. Всего административных районов (туманов) - 11 и город областного подчинения Ургенч. Это современный промышленный город с развитой инфраструктурой. В нем проживает 163 тысячи человек. Функционирует общественный транспорт. Между Ургенчем и Хивой ходит междугородний троллейбус.

Природа Хорезма

Хорезмская область расположилась на берегу полноводной Амударьи, которая служит источником воды в этом полупустынном крае. Река, текущая по равнинной местности, имеет большую пойму и пологие берега, которые затапливаются во время весеннего половодья. Благодаря её широким разливам, которые приносят ил, бедные солончаковые почвы дают богатый урожай. Воды Амударьи широко используются для орошения. В советское время создана мощная в которую входят оросительные каналы Шават, Клычбай, Палван-Газават, Ташсакинский и другие.

Юг области имеет множество мелких озёр, большей частью соленых, заболоченных участков и солончаков, поросших тугаями - порослями, состоящими из тополя, ивы, ломоноса, лоха и других растений зоны полупустынь. Озера и болота образуются при затоплении территории паводковыми и грунтовыми водами. Река богата рыбой, здесь водятся сом, жерех, лещ, чехонь, толстолобик, белый амур и другие виды. В тугайных зарослях водятся кабаны, бухарские олени, зайцы, камышовые коты, барсуки и другие представители фауны.

Сельское хозяйство и промышленность

Хорезмская область, районы которой большей частью возделывают хлопок и с/х продукцию, считается аграрно-индустриальной. Население в основном занимается сельским хозяйством на орошаемых землях. Основной с/х культурой является хлопок, занимающий большую часть от общего валового производства продукции. Для защиты плодородного слоя почвы от ветров вдоль полей было высажено множество тутовых деревьев, что послужило стимулом для разведения шелкопряда, служащего сырьевым источником шелководства. В области выращивают зерно, овощи и фрукты. Здесь растут известные на весь мир сладкие и ароматные хорезмские дыни.

Промышленность в основном направлена на переработку сельскохозяйственной продукции, помимо этого, в области действуют предприятия по производству хлопчатобумажных и шёлковых тканей, имеются швейные и трикотажные производства. Хорезмская область всегда славилась на весь мир знаменитыми хивинскими коврами. В Хиве работает большое ковроткацкое производство.

Недра области богаты нефтью, газом, золотом, серебром, другими редкоземельными металлами, мрамором и гранитом. Ведётся их добыча и переработка.

Древняя земля Хорезма

Хочется пояснить, что земля Хорезм, так её называли и называют в настоящее время, - это Хорезмская область. Город Ургенч не всегда был её столицей. Когда-то в древности город с таким названием существовал и находился в 150 километрах от настоящего Ургенча. Но по неизвестным причинам Амударья поменяла своё русло и люди оставили его.

Природа области не блещет красотами, но тем не менее поток туристов увеличивается из года в год. Этому способствует древняя история Хорезма, его великолепные памятники, которые сохранены, отреставрированы и предстают перед туристами в первозданной красоте. На территории области постоянно работают международные археологические экспедиции, изучающие древние поселения и городища, которых здесь много.

Хорезм считается колыбелью человеческой цивилизации. Археологами установлено, что заселение земель проходило ещё в VI-V тысячелетиях до нашей эры. Первые упоминания о Хорезме содержались в «Авесте» (I тысячелетие до н. э.). По преданиям, эта земля была родиной знаменитого Заратустры - жреца и пророка, основателя зороастризма, которому было дано откровение Ахура-Мазды, имеющее вид «Авесты». Это самая первая религия на Земле.

За тысячелетия земля Хорезма видела множество событий, расцвет и падение цивилизаций, завоевания, разрушения и новые достижения, приводящие города к процветанию. В городах Хорезма Ургенче и Хиве развивались науки, искусство. Вечная борьба за воду позволила создать древние ирригационные сооружения, превратившие безжизненные солончаки в цветущий оазис. Наследие прошлого - древние архитектурные памятники, на них едут посмотреть туристы со всего мира.

Жемчужина Узбекистана - Хива

Древняя Хива - бывшая столица Хивинского царства, вошедшего в состав Российской империи в конце XIX века, - ведёт свою историю с древних времён, но наибольшего расцвета достигла в XIX-XX веках. За это время на её территории были построены удивительные архитектурные сооружения, которые включены в списки ЮНЕСКО как памятники всемирного наследия.

Основная их часть сосредоточена Ичан-кале. Этот комплекс, по своей сути, представляет собой старинный город, окружённый мощными крепостными стенами. Наиболее выдающиеся архитектурные памятники: минарет Кальта-Минар, медресе Мухаммад Амин-хана, дворец Мухаммад-Рахим-хана, мечеть и мавзолей Биби Ходжар, мавзолей Шахимардан, мавзолей Шейх Мавлон Бобо.

Хазарапский район

Самым южным считается Хазараспский район Хорезмской области, он включает в себя 15 населённых пунктов, самым крупным из которых является город Питнак. До середины 1990-х годов он носил название Дружба. Через него проходит линия железной дороги Ургенч-Туркменобад. Здесь работает автомобильный завод.

Центром района является древний город Хазарасп. На его территории сохранились фрагменты старинных крепостных стен, в которых находятся бойницы для защиты города. Углы стен венчают башни. Во время проведённых раскопок были обнаружены фрагменты керамики, возраст которых определили как I тысячелетие до нашей эры. К городу от Амударьи прорыт большой канал, который был судоходным.

Кошкупырский район

Ещё одно подтверждение древней земли получила Хорезмская область - Кошкупырский район, который является самым отдалённым районом Узбекистана. На его территории есть посёлок Кошкупыр, недалеко от которого находится Иморат-бобо - архитектурный комплекс, расположенный на территории старинного кладбища. В него входят сельская мечеть с минаретом и три мавзолея, стоящих порознь друг от друга. Район достаточно отсталый. Занимаются здесь земледелием.

Туры по достопримечательностям Ургенча.

«Можно сказать только одно: связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографическим миром уходят в глубокую, доиндоевропейскую древность, и без учета роли среднеазиатских племен вряд ли может быть до конца решен вопрос о происхождении яфетических народов древней Передней Азии и созданных ими государств. - Каково бы ни было направление этих связей, Хорезм - «Земля Хварри (Харри)» не может не учитываться в разрешении хуррийской проблемы во всем ее объеме”

С.П. Толстов . «По следам древнехорезмийской цивилизации». Ч. II. Гл. V.

Фототуры по памятникам Хорезма.

Хорезм (узб. Xorazm, перс. خوارزم‎) - древний регион Средней Азии с центром в низовьях Амударьи - область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь.
С конца III века столицей Хорезма был город Кят, в конце X века столица переносится в город Ургенч.

Доахеменидский период.

Археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников (IV - III тысячелетия до н. э.).
Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине II тысячелетия тазабагъябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος - древне-греческое навание Черного моря).
Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.
Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагъябских, расположены на такырах, лежащих над погребенными барханами, есть основание полагать, что около середины II тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Аму-дарьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла.
Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным ее заселением и связано колонизационное движение южных племен, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагъябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними.
«Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии» С.П. Толстов. «По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V».
К середине II тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно аль-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII в. до н. э.
Ряд исследователей отождествляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо». Здесь, по преданию, родился основатель зороастризма - легендарный Заратуштра.
К началу I тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода - это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.
Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII - VII веков до нашей эры. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой - «низкая земля». С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» - Хваризам.
Около VIII - VII в.в. до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII - VI в.в. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

От империи Ахеменидов до античной эпохи.

В середине VI в. до н. э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Видимо, он был завоеван Киром. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I.
Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи - Персеполь.
Воины-хорезмийцы служили в ахеменидском войске в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.
Еще до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрел независимость от Ахеменидов. В V в. до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность.
На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм.
При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии - глиняные ящики для захоронения костей умерших людей. В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено.
В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.

Хорезм в античную эпоху и раннем средневековье.

Хорезм IV в. до н. э. - I в. н. э. был могущественным государством. Из древнейших царей Хорезма пока известны имена правителей, выпускавших свои монеты. Это Артав, правитель I века нашей эры.
Из последующих царей известен Артрамуш конец II - начало III века н. э. Вазамар, вторая половина III века н. э. и другие. В этот период возведено множество укреплённых городов с мощными стенами и башнями, представлявших собой единую систему крепостей, защищавших границу оазиса со стороны пустыни.
Огромное количество бойниц, каждая из которых обстреливает только узкое пространство, в силу чего у каждой бойницы должен был стоять специальный лучник, говорит о том, что весь народ был ещё вооружен и ведущую роль играла не профессиональное войско, а массовое народное ополчение.
Около 175 г. до. н. э. Хорезм вошел в состав Кангюя. В последней трети I в. до н. э. Хорезм в составе Кангюя выступает как могущественный союзник западных гуннов. Власть Хорезма распространяется в это время далеко на северо-запад.
По сведениям «Истории младшей династии Хань», восходящим к самому началу н. э., Хорезм (который описывается здесь как Кангюй - «страна канглов») подчиняет страну аланов, простиравшуюся в то время от северного Приаралья до восточного Приазовья.
Согласно источникам в веке нашей эры была введена хорезмийская эра и введен новый календарь. По словам великого хорезмийского ученого Абу Рейхана аль-Бируни (973 – 1048 г.г.), впервые хорезмийское летоисчисление было введено в XIII веке до нашей эры.
Предполагают, что с середины I века н. э. до конца II века Хорезм был под влиянием Кушанского царства. Для этого периода характерны крепости, воздвигнутые центральным правительством и занятые гарнизонами постоянного войска. В начале IV в., при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят.
В последующую эпоху, между IV и VIII веками, города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм - это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. С 305 по 995 год Хорезмом правила династия Афригидов, представители которой носили титул хорезмшах.
Между 567 - 658 годами Хорезм был определенной зависимости от Тюркского каганата. В китайских источниках напоминался под названием Хусыми.

От арабского завоевания до завоевания сельджуками.

Первые набеги арабов на Хорезм относятся еще к VII веку. В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма.
Как пишет в «Хрониках минувших поколений» аль-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».
Арабские источники почти ничего не говорят о Хорезме последующих десятилетий. Зато из китайских источников известно, что хорезмшах Шаушафар в 751 годупосылает посольство в Китай , воевавший в это время с арабами. В этот период происходит кратковременное политическое объединение Хорезма и Хазарии.
Об обстоятельствах восстановления арабского суверенитета над Хорезмом ничего неизвестно. Во всяком случае, лишь в самом конце VIII века внук Шаушафара принимает арабское имя Абдаллаха и чеканит на своих монетах имена арабских наместников.
В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причем ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркмении и западного Казахстана, а также Поволжье - Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы.
Рост роли торговли с Восточной Европой выдвигал на первое место в Хорезме город Ургенч (ныне Кёнеургенч), сделавшийся естественным центром этой торговли. В 995 году последний афригид Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча.
Хорезм в эту эпоху был городом высокой учёности. Выходцами из Хорезма были такие выдающиеся учёные, как Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Ибн Ирак, Абу Рейханал-Бируни, ал-Чагмини. В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи, а в 1043 году завоеван тюрками-сельджуками.

Государство Хорезмшахов.

Основателем новой династии в Хорезме стал тюрок Ануш-Тегин, возвысившийся при сельджукском султане Малик-шахе (1072 - 1092 г.г.). Он получил титул шихне Хорезма. С конца XI века идёт постепенное освобождение Хорезма от сельджукскогопротектората и присоединение новых земель.
Правитель Хорезма Кутб ад-Дин Мухаммед I в 1097 году принимает древний титул хорезмшаха. После него на престол взошел его сын Абу Музаффар Ала ад-дин Атсыз (1127 - 1156 г.г.). Его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан в 1157 году полностью освобождает Хорезм от сельджукской опеки.

Государство Хорезмшахов в 1220 году.

При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (1172-1200) Хорезм превращается в огромную империю. В 1194 году войско хорезмшаха разбивают войско последнего иранского сельджукида Тогрул-бека и утверждают суверенитет Хорезма надИраном, в 1195 г. багдадский халиф Насир терпит поражение в бою с хорезмийцами и признает власть Текеша над восточным Ираком.
Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару. Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200 - 1220 г.г. завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далекую область
Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан. Войско Мухаммеда предпринимает поход на Багдад, не удавшийся, впрочем, из-за наступления ранней зимы, закрывшей перевалы, и из-за известий о появлении на восточных границах Хорезмской империи монгольского войска.

Монгольский период.

В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану.
Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но в ответ Мухаммед вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячное войско в Хорезм.
Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив своё войско разбросанным отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено.
Хорезмшах с остатками войска вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в дельте реки Куры в Каспийском море. Государство Хорезмшахов прекратило своё существование.
Сын хорезмшаха Джелал ад-Дин Мангуберды продолжал борьбу с монголами до 1231 года. Он дважды разгромил войско монголов на территории современного Афганистана, но был разбит самим Чингисханом в битве при Инде. Джелал ад-Дин Мангуберды погиб в 1231 году в Закавказье.
Последним потомком рода хорезмшахов-ануштегинидов был Сайф-ад-дин Кутуз, которому ненадолго в 1259 году удалось прийти к власти в Египте. Его войска во главе с полководцем Бейбарсом смогли, наконец, остановить монголов в битве при Айн-Джалуте в 1260 году.
В 1220 году Хорезм вошёл в состав Монгольской империи, затем в улус Джучи (Золотая Орда). В этот период Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии. Культура хорезмийцев сыграла значительную роль в культурном развитии Золотой Орды.
В 1359 году Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов обрёл независимость от Золотой Орды. В 1370-х годах правителем Хорезма был Хусайн Суфи, сын Тонгдая, из рода кунграт, который враждовал с Тамерланом.
В 1372 году Тамерлан предпринял поход против Хорезма. Его армия вышла из Самарканда, прошла Бухару и захватила хорезмийскую крепость Кят. Хусайн Суфи далее не мог сопротивляться Тамерлану и умер в осаждённом Хорезме.
После кончины Хусайна Суфи на трон сел его младший брат, Юсуф Суфи. В 1376 году Хорезм вошел в состав империи Тимура, а его правители бежали в Золотую Орду.

Хорезм в XVI - первой половине XVIII века.

В 1505 году после многомесячной осады (ноябрь 1504 - август 1505) Мухаммад Шейбани-хан овладел Ургенчем, и Хорезм вошел в состав государства Шейбанидов. В 1512 году новая династия узбеков, отпавших от Шейбанидов, встала во главе самостоятельного ханства Хорезма.
Первоначально столицей государства был Ургенч. В 1598 году Амударья отступила от Ургенча и столица была перенесена на новое место в Хиву. В связи с изменением русла Амударьи в 1573 году столица Хорезма была перенесена в Хиву.
С XVII века в российской историографии Хорезм стал называться Хивинским ханством. Официальным названием государства являлось древнее название - Хорезм. Хорезм во второй половине XVIII - начале XX века.

Хивинское ханство.

В 1770-х годах к власти в Хорезме пришли представители узбекской династии кунграт. Основателем династии был Мухаммад Амин-бий. В этот период были построены шедевры архитектуры Хорезма в столице Хиве. В 1873 году при правлении Мухаммад Рахим-хана II Хорезм стал вассалом Российской империи. Кунграты правили до 1920 года, когда после двух войн с Советским Туркестаном были свергнуты в результате победы Красной армии.

15 июня 2012, 15:51

С 4-го века до нашей эры по 7-й век нашей эры на огромных просторах Средней Азии образовались и расцвели великие индоевропейские цивилизации Кушанское царство, Бактрия, Согдиана и Хорезм с очень развитой культурой, архитектурой и земледелием. В данном посте речь пойдёт о древнем Хорезме. Много веков назад древние зодчие воздвигли на территории Хорезма неприступные крепости. И по сей день эти грандиозные сооружения не перестают удивлять и ученых, и путешественников. Пустыня Кызылкум, окружающая оазис Хорезма, - странная пустыня. Среди барханов, на вершинах пустынных скал в отрогах Султануиздага - повсюду встречаются следы человеческой деятельности. Остатки древних каналов, пунктиром тянущиеся на десятки километров, руины крупных поселений и городов. Сегодня этот мир мертв. Величественные сооружения древнего Хорезма захватили вороны, ящерицы и змеи. Кажется, что ты в заколдованном царстве, в стране материализовавшихся миражей...


Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях Амударьи. Первые упоминания о Xорезме (что а переводе означает «Земля солнца»), встречаются в Бехистунской надписи Дария I и священной книге зороастризма - «Авесте». В середине 6 в. до н. э., Xорезм вошел в состав Персидского государства Ахеменидов. Ко времени Александра Македонского Xорезм был независимым государством. В 4-3 вв. до н.э. Xорезм переживал экономический и культурный подъем: совершенствуются оросительные системы, строятся города, развиваются ремесла и искусство. Господствующей формой религии был зороастризм. Территорию древнего Хорезма часто называют "среднеазиатским Египтом". И, надо сказать, это весьма подходящее сравнение. Не много в мире найдется мест, где на сравнительно небольшой территории было бы сконцентрировано такое количество памятников древней архитектуры. Одних только крепостей насчитывается здесь более десятка. И так же, как египетские пирамиды, они ошеломляют человека, впервые оказавшегося в непосредственной близости от них.
У стороннего наблюдателя или путешественника сразу же рождается множество вопросов: как древние строители при отсутствии какой-либо строительной техники могли возвести все эти грандиозные сооружения? Благодаря чему многие постройки сохранились до наших дней?А ведь возраст большинства из них - две тысячи лет. Некоторые древние крепости выглядят так, будто были покинуты своими обитателями совсем недавно. И удивительно то, что, несмотря на свою величественность и хорошую сохранность, о самом существовании этих крепостей сегодня известно только узкому кругу специалистов. Может быть, еще и потому они так хорошо сохранились, что расположены в стороне от наезженных дорог и добраться к ним без помощи местных историков весьма и весьма затруднительно. Выбор места для строительства крепостей и по сей день составляет одну из историко-географических загадок древней Средней Азии. Каких только теорий не выдвигалось на сей счет! Принято считать, что люди всегда стремились жить поближе к воде. Но в тех местах, где находятся крепости, вода была труднодоступной. В то же время близ Амударьи нет ни одного крупного оборонительного сооружения. Возможно, это объясняется тем, что древние обитатели Хорезма стремились возводить крепости на естественных возвышенностях, а по берегам Амударьи они почти не встречаются.
Проблему водоснабжения хорезмцы решали с помощью многокилометровых оросительных каналов. Какова протяженность этих сооружений, точно неизвестно, но масштабы древнего строительства сравнимы разве что с ударными социалистическими стройками наподобие Беломорканала. Вероятно, для рытья каналов в пустыне были привлечены тысячи людей, трудившихся день и ночь. Кроме того, для сооружения крепостей требовалось доставлять к местам работ строительный материал - речной песок и глину, необходимые для производства сырцового кирпича. До сих пор непонятно, как удалось древним прорабам наладить снабжение, но факт остается фактом - речные песок и глина бесперебойно поступали за десятки километров. Можно представить себе эти тянущиеся по пустыне караваны! И результаты работы хорезмцев потрясают. Взять хотя бы грандиозный комплекс Топрак-Кала (Земляной город), стены которого тянутся более чем на километр. Это был целый город, в котором историки насчитали не менее десяти кварталов.

Город начал возводиться в 1 веке нашей эры. Так как строился он на равнине, для защиты от нападений его непременно должна была окружать высокая стена. И она была сооружена. Высотой до 10 метров! Только представьте себе масштаб строительства: сотни людей участвовали в насыпных работах, а параллельно с этим на самом высоком месте возводился еще и красавец замок. Другая, не менее величественная крепость Кызыл-Кала (Красный город) защищала рубежи государства в 1-12 веках. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры (65 на 65 метров), она была крепким орешком для врагов. Двойные стены толщиной восемь метров поднимались в высоту на 15 метров. Внутри крепость была двухэтажной, при этом первый этаж начинался с 4-метрового цоколя, дабы стенобитные орудия не смогли открыть доступ нападавшим во внутренние помещения.

Место для строительства крепости выбиралось особо тщательно. Как мы уже отметили, предпочтение отдавалось возвышенностям, но существовала еще и такая традиция. Где-нибудь поблизости от предполагаемого места строительства ловили и убивали дикое животное, и если древние эскулапы находили у него признаки какого-то заболевания, стройку не начинали, справедливо полагая, что такой же недуг может постичь и поселившихся здесь людей. Пожалуй, наиболее удачное место было выбрано для строительства крепости Аяз-Кала (Город на ветру). Преодолеть крутой подъем к естественной возвышенности с крепостью на вершине трудно даже налегке.Это классическое хорезмское пограничное сооружение. Его стены обращены по сторонам света, а вход обязательно устроен с южной стороны. Объяснение данной особенности очень простое. Преобладающий в этих краях южный ветер выдувал из крепости пыль и мусор. В то же время вход в крепость не представлял собой этакий проходной двор. В плане каждой хорезмской крепости обязательно присутствовал привратный лабиринт - своего рода крепость в крепости. Попадая сюда, нападавшие оказывались в ловушке и получали ожесточенный отпор.

Историки предполагают, что крепость Аяз-Кала была возведена в 4-3 веках до нашей эры, но, как ни странно, скорее всего никогда не использовалась по своему прямому назначению. Более того, есть мнение, что по какой-то причине крепость не была достроена. Археологи не обнаружили здесь ни одного свидетельства обитания людей, зато нашли много заранее заготовленного, но неиспользованного строительного материала. И тем не менее эта крепость, простоявшая много веков, кажется покинутой совсем недавно. Ее суровые серовато-розовые сырцовые стены с узкими щелями стреловидных бойниц, грозные башни, круглые и стрельчатые арки порталов и сегодня выглядят устрашающе. С вершины Аяз-калы открывается вид на одноименное озеро Аязколь, вода в котором настолько соленая, что и летом кажется покрытой ледяной коркой. На севере едва заметен у горизонта силуэт следующего замка Кырккыз-Кала, где археологи нашли удивительное захоронение по обряду древних огнепоклонников - очищенные солнцем и хищными птицами части человеческого скелета были помещены в керамический кувшин - хум в форме женской головы. Грандиозные развалины овеяны многочисленными легендами и сказаниями. В народе и сейчас ходят поверья, что во многих крепостях скрыты подземные ходы, охраняемые злыми силами, и что всякий, кто попытается искать здесь неисчислимые сокровища, должен погибнуть. К счастью, ни одного случая трагической смерти среди археологов за все годы исследований отмечено не было. Что же касается "неисчислимых сокровищ", то ученые не отрицают возможности будущих сенсационных открытий. Дело в том, что из многочисленных сооружений древнего Хорезма на настоящий момент исследована в лучшем случае половина. Например, та же крепость Кызыл-Кала - полностью нетронутый объект. Странно, но до сих пор о древнем Хорезме историкам известно очень немногое. Летопись мертвых городов этого государства пестрит нерасшифрованными страницами, которые обязательно рано или поздно будут прочитаны. Есть пример: трудно поверить, что еще в начале 19 века науке было мало известно о древней истории Египта, Вавилона, Ассирии, а сейчас мы знаем о прошлом этих могущественных империй довольно много. Возможно, и история древнего Хорезма со временем приоткроет свои тайны.

Хорезм

История периода до н. э., является неполной и рассеянной. В связи с географическим положением древнего Хорезма, территория всегда подвергалась нападению извне. Из некоторых исследований Хорезма по Авесте , в словаре учённого Деххода слово «Хорезм» , описывается как сокращённое от «колыбель народов арии» Однако существует много версий происхождения названия Хорезм, например, «кормящая земля» , «низкая земля» , «страна, где хорошие укрепления для скота» .

Народ

В своих исторических работах «Хронология» (Асар ал-бакийа "ани-л-курун ал-халийа) Аль Бируни , относит древних хорезмийцев к персидскому древу Он пишет о тюрках как о древних жителях Хорезма. Бируни отличал хорезмийский язык от персидского, когда он писал «поношение по-арабски милее мне, чем похвала по-персидски… этот диалект годится только для хосроевских повестей и ночных сказок».

Точные даты появление хорезмийцев, как и этнонима, неизвестно, но первое письменное упоминание встречаются у Дария I в Бехистунской надписи 522-519 до н. э. . Там же находятся высеченные рельефы восточноиранских воинов, в числе которых есть и хорезмийский воин, рядом с согдийским , бактрийским и сакским воинами, свидетельствующие об участии хорезмийцев в военных походах правителей Ахеменидской державы . Но уже в конце V века до нашей эры хорезмийцы обрели независимость от Ахеменидов и в 328 году до нашей эры посылали своих послов Александру Македонскому. Мнение учёных

  • Согласно работам Аль-Бируни , хорезмийцы начали своё летоисчисление с начала заселения их страны, в 980 г. до вторжения Александра Македонского в пределы Ахеменидской империи , то есть до начала эры Селевкидов - 312 г. до н. э. - начиная с 1292 г. до н. э. По завершению этой эры, они приняли другую: с 1200 г. до н. э. и время прихода в их страну мифического героя Авесты и древнего героя иранского эпоса, который описывается в «Шахнаме» Фирдоуси - Сиявуша ибн-Кей-Кауса , подчинившего своей власти «царство тюрков», и Кей-Хосров , сын Сиявуша, стал основателем династии хорезмшахов, которые правили Хорезмом до X в. н. э.
Позднее хорезмийцы летоисчисление стали вести персидским методом, по годам правления каждого царя из династии Кей-Хосрова, который правил их страной и носивший шахский титул и так продолжалось до правления Африга , одного из царей этой династии, получившего дурную славу, как и персидский царь Ездигерд I. Традиционно постройку в 616 г. от Александра Македонского (305 г. н. э.) грандиозного замка позади города Ал-Фир , разрушенного рекой Аму-Дарья в 1305 г. селевкидской эры (997 г. н. э.) приписывают Афригу. Бируни, считал, что династия, начало которого положил Африг, правила до 995 г. и принадлежала к младшей ветви хорезмийских сиявушидов и падение замка Африга, как и династии афригидов, символически совпали во времени. Давая хронологические указания о времени правления некоторых из них, Бируни перечисляет 22 царя этой династии, от 305 до 995 г. .
  • С. П. Толстов - историк и этнограф, профессор, писал следующее:
В своей работе пишет о прямых связях между хеттами и массагетами , не исключая, что в этой цепи находились и племена готов . Исследователь приходит к выводу что хорезмийские яфетиды (кавиды), выступают как одно из звеньев цепи древних индоевропейских племён, окружающие кольцом Черное и Каспийское моря на рубеже II и I тыс. до н. э.

Язык

Хорезмийский язык который относится к иранской группе индоиранской ветви индоевропейской семьи , был родственным согдийскому языку и пехлеви . Хорезмийский язык вышел из употребления по крайней мере к XIII веку, когда был постепенно заменен персидским языком по большей части, а также несколькими диалектами тюркского . По утверждению таджикского историка Б.Гафурова , в XIII веке тюркская речь преобладала над хорезмийской в Хорезме. Согласно ибн Баттуте, Хорезм в первой половине XIV века был уже тюркоговорящим.

Литература

Хорезмийская литература, наряду c согдийской (иранские языки) считается самой древней в Центральной Азии. После завоевания региона в VIII веке арабами, начинает распространятся персидский язык, после чего все восточноиранские диалекты, и хорезмийский в том числе, уступают западноиранскому диалекту, а также тюркскому языку.

См. также

Напишите отзыв о статье "Хорезмийцы"

Примечания

  1. C.E. Bosworth, «The Appearance of the Arabs in Central Asia under the Umayyads and the establishment of Islam», in History of Civilizations of Central Asia , Vol. IV: The Age of Achievement: AD 750 to the End of the Fifteenth Century, Part One: The Historical, Social and Economic Setting, edited by M. S. Asimov and C. E. Bosworth. Multiple History Series. Paris: UNESCO Publishing, 1998. excerpt from page 23: "Central Asia in the early seventh century, was ethnically, still largely an Iranian land whose people used various Middle Iranian languages. stock and they spoke an Eastern Iranian language called Khwarezmian. The famous scientist Biruni, a Khwarezm native, in his Athar ul-Baqiyah (الآثار الباقية عن القرون الخالية) (p. 47) (англ.)
  2. Народы России. Энциклопедия. Главный редактор В. И. Тишков. Москва: 1994, с.355
  3. لغتنامهٔ دهخدا، سرواژهٔ «خوارزم». (перс.)
  4. Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности. // Приаралье в древности и средневековье. Москва: 1998,с.28
  5. Абу Рейхан Бируни, Избранные произведения. Ташкент, 1957,с.47
  6. Бируни. Сборник статей под редакцией С. П. Толстова. Москва-Ленинград: издательство АН СССР,1950,с.15
  7. СССР. Хронология - статья из .
  8. Гафуров Б. Г., Таджики. Книга вторая. Душанбе, 1989, с.288
  9. Узбеки - статья из Большой советской энциклопедии .
  10. Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности. // Приаралье в древности и средневековье. Москва: 1998,с.29
  11. Encyclopedia Iranica, «The Chorasmian Language», D.N.Mackenzie. Online access at June, 2011: (англ.)
  12. Andrew Dalby , Dictionary of Languages: the definitive reference to more than 400 languages, Columbia University Press, 2004, pg 278 (англ.)
  13. MacKenzie, D. N. "Khwarazmian Language and Literature, " in E. Yarshater ed. Cambridge History of Iran, Vol. III, Part 2, Cambridge 1983, pp. 1244-1249 (англ.)
  14. (Retrieved on 29 December 2008) (англ.)
  15. Гафуров Б. Г., Таджики. Книга вторая. Душанбе, 1989, с.291
  16. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М. Наука. 1988, с.72-74

Отрывок, характеризующий Хорезмийцы

К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.