Эскадренные миноносцы типа «Замволт. Эскадренные миноносцы — универсальный боевой корабль

Сегодня самым универсальным и распространенным классом боевых кораблей являются эсминцы. Их используют для защиты авианосцев от нападений с воздуха, прикрытия десантных кораблей, уничтожения подводных лодок. На сегодняшний день самый крупный флот эсминцев у Соединенных Штатов Америки, а если учесть темпы строительства судов данного типа в других странах, лидерство США будет продолжаться еще долго. В основе их военно-морских сил стоят эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke. В чем же секрет успешности данных судов, и кто является их главными конкурентами?


Эскадренные миноносцы Arleigh Burke относятся к миноносцам с управляемым ракетным четвёртого поколения и по праву считаются лучшими в мире, а по некоторым показателям они превосходят все существующие корабли. Современный американский эсминец может одновременно обнаружить значительное количество целей, а также брать их на сопровождение. При этом для эсминца нет невыполнимых задач.

Основные боевые задачи эскадренных миноносцев «Арли Берк», относятся: защита корабельных ударных и авианосных групп от массированных ракетных атак; противовоздушная оборона (конвоев, флотских соединений или отдельных кораблей) от авиации противника; борьба с подводными лодками и надводными кораблями. Кроме этого они могут привлекаться для обеспечения морской блокады, артиллерийской поддержки десантных операций, слежения за кораблями противника, а также для участия в поисково-спасательных операциях.

Разработка эсминцев Arleigh Burke была начата еще в конце 1970-х годов. Главным требованием, которое предъявили военные к новому судну, была универсальность. Основная задача эскадренных миноносцев это сопровождение авианосцев и новый корабль должен был легко справляться с любыми целями: торпеды, ракеты, береговые установки. У систем обнаружения и управления огнем имелись лишь секунды для принятия решения о применении оружия.

Эсминец «Arleigh Burke» демонстрирует новые подходы судостроения. Одним из самых впечатляющих изменений стало изменение формы корпуса. Традиционно эсминцы были узкими и длинными. Конструкторы данного корабля эту проблему решили по-другому. В корабельной архитектуре «Arleigh Burke» была сохранена одна уникальная величина – соотношение длины и ширины, что означает увеличение остойчивости. Как показывает опыт эксплуатации, новый дизайн имеет ряд преимуществ. При волнении высоте волн до 7 метров «Arleigh Burke» способен сохранять скорость до 25 узлов.

Кроме уникальной формы корпуса американские эскадренные миноносцы получили и другие изменения в корабельной архитектуре. Например, конструкция вновь стала стальной. Дело в том, что во времена Второй мировой войны эсминцы делались из стали, а к 1970-м годам сталь заменил алюминий. Изменение материала было обусловлено утяжелением радаров и других датчиков, размещенных на мачтах. Алюминий является превосходной альтернативой стали, однако он имеет определенные недостатки, среди которых уязвимость к огню. Конструкторы эсминца «Arleigh Burke» приняли решение вернуться к стали, но при этом сохранили многие современные электронные системы. Жизненно важные помещения судов данного класса дополнительно защищены 25-миллиметровыми листами брони и покрыты кевларом.

Дизайн эсминца «Arleigh Burke» по сравнению с его предшественниками более компактный. Их надстройки менее суматошны, более спокойны, чем у прежних конструкций.

Изначально корабли проектировались для защиты американских авианосных группировок от ракетных ударов (в первую очередь от ударов корабельных ракет) которые мог нанести ВМФ СССР. То есть это ракеты, которые базировались на воздушных платформах, ракеты надводных кораблей и ракеты, запускаемые с подводных лодок.

Практически неуязвимым эскадренный эсминец Arleigh Burke делает боевая информационно-управляющая система (БИУС) Иджес. Уникальная информационно-управляющая боевая система эсминца Arleigh Burke может одновременно вести противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону. Основной элемент БИУС – мощнейшая радиолокационная станция, которая способна автоматически обнаруживать, отслеживать и сопровождать несколько сотен целей одновременно. Ее главной особенностью является то, что она собирает информацию не только от главных антенн, установленных на башнях корабля, но и с гидроакустической станции сканирующей подводное пространство и быстро обнаруживает вражеские подводные лодки.

Данная систем способна обнаруживать воздушно-космические цели на дальностях 380 тыс. м., воздушные и морские цели на дальности 190 тыс. м. Одновременно может отслеживаться до 1000 целей с наведением восемнадцати ракет различного назначения.

Корабли Arleigh Burke оснащены вооружением, которое в мире не имеет аналогов. Сюда относится установка вертикального пуска Mark 41, состоящая из 100 отсеков, в которых хранятся ракеты. Однако главной особенностью данной установки является не количество ракет, а возможность их комбинировать. Например, одновременно могут быть размещены зенитные, противолодочные, крылатые ракеты или торпеды, что позволяет подготовить судно к отражению любой опасности. Боезапас может комбинироваться в зависимости от поставленной задачи. Если на советских кораблях под каждый тип ракет имелись свои отдельные пусковые установки, то на Arleigh Burke для них предусмотрена единая система. Данное техническое решение позволило свести к минимуму количество «мертвого» груза, то есть установок, которые не будут использоваться для конкретной мисси.

Вооружение эсминцев «Арли Бёрк» различных подсерий (Серия I, IΙ и IΙA) достаточно серьезно отличается. Главное оружие всех действующих кораблей данного типа – 2 установки вертикального пуска Mark 41 VLS. Комплект вооружения УВП эсминцев серий I и IΙ:

74 зенитных ракеты RIM-66 SM-2,
8 противолодочных ракет RUM-139 VL-Asroc (многоцелевой вариант).
Кроме этого корабли могли комплектоваться 56 крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk и 34 ракетами RUM-139 VL-Asroc и RIM-66 SM-2 в ударном варианте.

На эсминцах серии IIA число несомых ракет увеличилось до 96. Стандартный комплект вооружения УВП:
8 противолодочных управляемых ракет RUM-139 VL-Asroc,
8 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk,
24 ракет RIM-7 Sea Sparrow,
74 ракеты RIM-66 SM-2.

В 2008 году запущенная с американской базы в Аляске ракета SM-3 системы Иджес сбила объект, находящийся в космическом пространстве. В качестве цели послужил падающий военный спутник. Показатели данной ракеты просто фантастически. Конструкторы утверждают, что ракета способна уничтожить цель на расстоянии до 500 км. Данный выстрел произвели с эсминца Лэйк Эрик класса Arleigh Burke. Сегодня практически все корабли данного класса получили на вооружение это мощнейшее оружие. По мнению российских экспертов, данные стрельбы проводились для испытания противоракетной системы.

На борту эскадренных миноносцев класса «Arleigh Burke» кроме пусковых установок устанавливается 127-миллиметровая артиллерийская установка (боекомплект 680 снарядов), 2 шестиствольные 20-миллиметровые зенитно-артиллерийские установки «Phalanx» и 4 пулемета системы «Browning» калибра 12,7 миллиметров. На борту кроме палубного вооружения могут размещаться 2 вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противолодочного и противокорабельного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца. Использование вертолетов позволяет обнаруживать и атаковать цели за десятки километров. Данный арсенал дает возможность кораблям не только защитить эскадру, но и наносить высокоточные удары по противнику. Другими словами «Arleigh Burke» являются не просто тактической, а оперативно-тактической единицей вооружения, то есть они способны поражать цели в глубине противника.

Несомненно, Arleigh Burke является лучшим кораблем данного класса, однако и другие морские государства постоянно улучшают свои эсминцы. Например, в Великобритании имеется эскадренный миноносец Тип 45. По словам его создателей один Тип 45 может заменить по огневым возможностям целый флот эсминцев прошлого поколения. Его новейшее вооружение способно без проблем уничтожить самолет, вертолет, авиационную бомбу или БПЛА. Точность системы наведения настолько велика, что пушка способна сбить летящий теннисный шарик. На данных судах установлена европейская система обнаружения и управления огнем, разработанная совсем недавно.

К основному вооружению данных эсминцев относится зенитно-ракетная установка «PAAMS» с ракетами «Aster-30» и «Aster-15». Также на боевом корабле размещается шесть систем «Sylver» служащих для вертикального пуска каждой установкой восьми ракет «Aster». Кроме этого на эсминце установлено артиллерийское вооружение – одна 114-мм установка, служащая для нанесения ударов по береговым укреплениям и два 30-мм орудия по живой силе.

Самыми мощными ракетами в арсенале эсминца Тип 45 является «Астер-30», однако их максимальная дальность составляет 120 тыс. м. Данные ракеты могут выполнять определенные функции противоракетной обороны, ракет малой дальности, перехвата и подсветки. Конечно сравнивать данное вооружение с вооружением Arleigh Burke нельзя. Британцы проигрывают по всем показателям.

Несмотря на это в Тип 45 имеются свои уникальные особенности. Сюда можно отнести интегрированную энергетическую систему. На корабле установлено две газовых и две дизельных турбины. Двигатель на жидком топливе подает энергию электромоторам вращающим винты. За счет этого была увеличена маневренность корабля и уменьшен расход дизельного топлива. Кроме того четыре турбины способны заменить целую электростанцию.

Технические характеристики «Arleigh Burke»:
Водоизмещение – 9,3 тыс. тонн;
Длина - 155,3 м;
Ширина - 18 м;
Силовая установка – 4 газовые турбины LM2500-30 «General Electric»;
Максимальная скорость хода - 30 узлов;
Дальность плавания на скорости 20 узлов – 4400 миль;
Экипаж - 276 матросов и офицеров;
Вооружение:
Установки вертикального пуска (ракеты SM-3, RIM-66, RUM-139 «VL-Asroc», BGM-109 «Tomahawk»);
Артиллерийская 127-мм установка Mk-45;
Две автоматические 25-мм установкт «Phalanx» CWIS;
Четыре 12,7-мм пулемета «Browning»;
Два трехтрубных торпедных аппарата Mk-46.

Технические характеристики эсминца класса «Type 45»:
Водоизмещение - 7350 тонн;
Длина - 152,4 м;
Ширина - 18 м;
Дальность плавания - 7000 миль;
Скорость - 27 узлов;
Экипаж - 190 человек;
Вооружение:
Зенитно-ракетные установки «PAAMS»;
Шесть пусковых установок «Sylver VLS» ;
Ракеты «Aster-30» - 32 шт. «Aster 15» - 16 шт.;
Артиллерийская 114-мм установка;
Две артиллерийские 30-мм установки;
Четыре торпедных аппарата.
Вертолет «EH101 Merlin» - 1.



























Англ. Zumwalt class guide missile destroyers

Новый тип эскадренных миноносцев ВМС США с ракетным вооружением (также ранее известный как DD(X)), с упором на атаки береговых и наземных целей. Этот тип является уменьшенной версией кораблей программы DD-21, финансирование которых было прекращено. Первый эсминец класса Zumwalt, DDG-1000, был спущен на воду 29 октября 2013 года. Эсминцы этой серии являются многоцелевыми и предназначены для атаки противника на побережье, борьбы с авиацией противника и огневой поддержки войск с моря.

Программа названа в честь адмирала, руководителя военно-морскими операциями Элмо Р. Зумвалта.

История

Среди разрабатываемых военных кораблей США DDG-1000 должен предшествовать Littoral Combat Ship и, возможно, следовать за крейсером CG(X), конкурируя с противовоздушным CVN-21. Программа DDG-1000 является результатом значительной реорганизации программы DD21, бюджет которой был сокращён конгрессом более чем на 50 % (в рамках программы SC21 1990-х годов).

Первоначально военно-морские силы надеялись построить 32 таких эсминца. Позднее это число было уменьшено до 24, а потом и до семи из-за высокой стоимости новых экспериментальных технологий, которые должны быть включены в эсминец. Палата представителей США по-прежнему скептически относится к этой программе (по финансовым причинам) и поэтому первоначально выделила ВМС деньги только на строительство одного DDG-1000 для «демонстрации технологии». Начальное финансирование для эсминца было включено в «National Defense Authorization Act» 2007 года.

Тем не менее, в 2007 году были выделены 2,6 млрд долларов для финансирования и строительства двух эсминцев класса Zumwalt.

14 февраля 2008 года корпорация Bath Iron Works была выбрана для постройки USS Zumwalt с номером DDG-1000, а Northrop Grumman Shipbuilding - для строительства DDG-1001 ценой по 1,4 млрд долларов за каждый. Согласно изданию Defense Industry Daily, стоимость может увеличиться до 3,2 млрд долларов за каждое судно, плюс 4,0 млрд долларов будет стоить жизненный цикл каждого корабля.

22 июля 2008 года было принято решение о строительстве лишь двух подобных эсминцев. Через несколько недель было принято решение о строительстве третьего эсминца этого типа.

Название
Номер
Судоверфь
Закладка
Спуск на воду
Вступление в строй
Замволт
USS Zumwalt (DDG-1000)

1000 Bath Iron Works 17 ноября 2011 29.10.2013 2016 (план)
Майкл Монсур
USS Michael Monsoor (DDG-1001)

1001 Northrop Grumman Shipbuilding 23 мая 2013 2016 (план) 2016 (план)
Линдон Б. Джонсон
USS Lyndon B. Johnson (DDG-1002)

1002 Bath Iron Works 4 апреля 2014 2017 (план) 2018 (план)

После принятия в строй эсминцы типа «Замволт» будут применяться совместно с эсминцами типа «Арли Бёрк».

7 декабря 2015 года первый из трёх эсминцев, «Замволт», оцениваемый к этому времени в 4,4 млрд долларов, вышел в море для ходовых испытаний.

Конструкция

Эти корабли должны получить энергетическую установку нового поколения, представляющую собой комбинированный дизель-газотурбинный двигатель с полным электродвижением (принцип «полностью электрического корабля», в рамках которой применяется общий первичный источник для выработки электроэнергии с целью обеспечения движения и электроснабжения всех корабельных систем без исключения).

Корпус и надстройка корабля обнесены радиопоглощающими материалами толщиной примерно в один дюйм, до минимума уменьшено количество выступающих антенн. Композитные материалы надстройки содержат дерево (бальсу).

Благодаря высочайшей степени автоматизации экипаж корабля составляет всего лишь 140 человек.

Вооружение корабля состоит из 20 универсальных пусковых установок Mk-57 суммарной ёмкостью 80 ракет «Томагавк», двух дальнобойных 155-мм артиллерийских установок и 30-миллиметровых зенитных автоматов. На эсминце предусмотрено базирование вертолёта и беспилотных аппаратов.

Водоизмещение корабля приближается к 15 тыс. тонн, что делает «Замволты» крупнейшими современными неавианесущими боевыми кораблями в мире после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144, водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн.

Стоимость программы составит для ВМС США 22 млрд долл. (цифра будет корректироваться, но рассчитывают, что увеличение расходов не превысит 15 %).

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 14 564 длинных тонн (полное)
-Длина: 183 м
-Ширина: 24,6 м
-Осадка: 8,4 м
-Бронирование: возможна кевларовая защита отдельных узлов
-Двигатели: 2 х ГТУ Rolls-Royce Marine Trent-30
-Мощность: 78 МВт
-Скорость хода: 30 узлов (55,56 км/ч)
-Экипаж: 148 человек

Вооружение

Радиолокационное вооружение: AN/SPY-3
-Тактическое ударное вооружение: 20 х УВП Mk.57 на 80 ракет «Томагавк», ASROC или ESSM

Артиллерия: 2 х 155-мм АУ AGS (920 выстрелов, из них 600 в автоматах заряжания)

Зенитная артиллерия: 2 х 30-мм АУ Mk.46
-Ракетное вооружение: RIM-162 ESSM

Противолодочное вооружение: RUM-139 VL-Asroc

Авиационная группа: 1 х вертолёт SH-60 LAMPS

3 х БПЛА MQ-8 Fire Scout

Эскадренные миноносцы проекта 956 – это советские эсминцы третьего поколения, постройка которых продолжалась с 1976 по 1992 год. Корабли этого проекта стали последними эсминцами, построенными в СССР. Шифр проекта 956 – «Сарыч», в НАТО их называли Sovremenny class destroyer – по названию первого корабля этой серии, эскадренного миноносца «Современный».

Постройка кораблей проекта 956 проводилась на заводе № 190 им. Жданова в Ленинграде, заказчиком последних кораблей серии уже был ВМФ РФ . Сегодня в составе российского флота находится шесть эсминцев «Сарыч»: три в строю, два в резерве и еще один корабль проходит плановый ремонт.

После распада СССР закладка новых кораблей проекта 956 «Сарыч» была прекращена из-за недостаточного финансирования, два корабля были достроены для ВМС Китайской Народной Республики по экспортному проекту 956-Э (1997-2000 гг.), в нулевые годы для китайцев были изготовлены еще два «Сарыча» по модернизированному проекту 956-ЭМ.

Изначально планировалось, что эскадренные миноносцы проекта 956 станут самыми массовыми не только в своем классе, но и во всем советском флоте. Всего их планировали построить около пятидесяти. Всего же на вооружение ВМФ СССР (а затем и России) поступило 17 эсминцев проекта «Сарыч».

История создания

Эскадренный миноносец (эсминец) – это класс многоцелевых быстроходных маневренных кораблей, способных решать большое количество боевых задач: бороться с подводными лодками, уничтожать летательные аппараты противника (в том числе и ракеты), работать по надводным кораблям неприятеля, прикрывать соединения кораблей и сопровождать конвои. Также эсминцы можно использовать при проведении десантных операций, несения дозорной и разведывательной службы, постановки минных заграждений.

Первые эскадренные миноносцы появились еще в конце XIX столетия. В то время их основной задачей было уничтожение миноносцев противника с помощью мощного артиллерийского вооружения. Приставка «эскадренный» обозначала то, что эти корабли могут действовать в составе корабельного соединения в морской или океанской зоне.

Эсминцы активно использовались во время Первой и Второй мировой войны. Широкий спектр задач, которые могли решать эти корабли, существенно повысило их значимость в составе флота. Водоизмещение современных эсминцев примерно равняется крейсерам периода Второй мировой войны, но значительно мощнее их. Еще более выросла роль эскадренных миноносцев после появления ракетного оружия.

В начале 60-х годов в СССР начинается активное развитие надводного флота. В 50-е годы большое количество крупных надводных кораблей было утилизировано, основной упор делался на подводный флот и ракеты. Это была явная ошибка.

В 60-е годы ВМФ СССР становится океанским, перед ним был поставлен целый ряд новых задач: охранение районов патрулирования советских ракетных подлодок, слежение за стратегическими подлодками противника, обнаружение и разведка авианосных групп неприятеля, контроль морских коммуникаций, проведение внешнеполитических акций.

Для выполнения подобных задач лучше всего бы подошли авианесущие корабли, но их постройка обходилась очень дорого. Советской альтернативой авианосцам стали большие противолодочные корабли (БПК), однако их следовало прикрывать кораблями эскорта, которых остро не хватало. Кроме того, эсминцы, которые находились в тот момент на вооружении ВМФ СССР, уже считались морально устаревшими. Корабли проектов 3-бис, 56, 68-К и 68-бис не имели ракетного вооружения и не могли на равных противостоять своим зарубежным аналогам. Особенно наглядно все вышесказанное показали большие океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году.

Советскому флоту нужен был современный эскадренный миноносец, обладающий мощным артиллерийским и ракетным вооружением и способный действовать как в составе корабельных группировок, так и самостоятельно.

Создание подобного корабля было предусмотрено в судостроительной программе на 1971-1980 гг., которая была принята в 1969 году. Военные хотели, чтобы новый эсминец мог принимать участие в десантных операциях, уничтожать малоразмерные цели на берегу, подавлять противодесантную оборону противника, обеспечивать противовоздушную оборону в зоне высадки. Будущий эсминец назывался «кораблем огневой поддержки десанта». Его прототипом был выбран эсминец проекта 56, поэтому новому проекту присвоили номер 956.

Работы над созданием нового эсминца стартовали в 1971 году и продвигались довольно медленно.

Дело в том, что заказчики несколько раз меняли целевое назначение корабля прямо в процессе проектирования. Сильное влияние на советских военных оказала программа создания американских эсминцев Spruance – первых по-настоящему многоцелевых кораблей ВМФ США . Именно появление подобной программы у американцев способствовало превращению «корабля огневой поддержки десанта» в многоцелевой эсминец.

Кроме того, эсминцы проекта 956 планировалось использовать совместно с БПК проекта 1155 . Советские стратеги считали, что вместе они будут обладать большей эффективностью, чем пара американских эсминцев Spruance.

Аванпроект нового корабля разрабатывался ленинградским ЦКБ-53 (Северное ПКБ). По ходу выполнения работ конструкторам ставились все новые и новые задачи, постоянно менялись варианты вооружения корабля и тип его силовой установки. Разработчиков ограничивали возможности судостроительного завода им. Жданова, где планировали строить новые эсминцы: его длина не должна была превышать 146 метров, а ширина – 17 метров.

Всего было изготовлено тринадцать вариантов предэскизных проектов, все они тщательно изучались с точки зрения боевой эффективности и стоимости.

В итоге для будущего эсминца были выдвинуты следующие требования:

  • паротурбинная энергетическая установка (ЭУ);
  • наличие в составе вооружения ПКР «Москит»;
  • ЗРК «Ураган»;
  • размещение на палубе корабля вертолетной площадки для Ка-252 ;
  • наличие артустановок АК-130.

Эскизный проект был утвержден адмиралом Горшковым в конце 1972 года. Однако и после этого в проект продолжали вноситься изменения. Паротурбинная ЭУ была заменена на котлотурбинную, что признается многими экспертами довольно неудачным решением.

В качестве основного гидроакустического комплекса будущего эсминца был выбран ГАК «Платина». Установить на «Сарычи» более совершенный комплекс «Полином» не представлялось возможным из-за значительных массо-габаритных характеристик последнего.

По этой причине корабли проекта 956 так и не смогли приблизиться к возможностям ПЛО американского эсминца Spruance, но зато советский корабль значительно превосходил своего оппонента по мощи артиллерийского вооружения.

Результатом всех доработок и изменений стало увеличение водоизмещения корабля на тысячу тонн. Разработка проекта эсминца 956 обошлась советскому бюджету в 165,6 тыс. рублей.

1 ноября 1973 года началось проектирование нового корабля, в следующем году с судостроительным заводом им. Жданова был заключен официальный договор на постройку кораблей. Стоимость рабочего проектирования составляла 2,22 млн рублей.

В июне 1975 года началось строительство первого корабля проекта 956 - эсминца «Современный». Завершен проект «Сарыч» был в 1993 году, когда последний корабль из этой серии был принят представителями ВМФ РФ.

Изначально в 1976 году планировалось построить от 32 до 50 эсминцев «Сарыч», то есть, проект 956 должен был стать одним из самых массовых в истории советского флота. В 1988 году количество кораблей было уменьшено до двадцати единиц. Однако всего советскому и российскому флоту было передано 17 эсминцев данного проекта. В среднем каждый эсминец проекта 956 строился четыре года.

Была попытка наладить производство на судостроительном заводе имени 61 Коммунара в Николаеве. Там даже начали строить новый эллинг и получили документацию из Северного ПКБ, но в 1986 году от этой идеи отказались, а два уже заложенных корпуса эсминца были законсервированы.

До момента распада Советского Союза военно-морскому флоту были переданы 14 эсминцев проекта 956, еще три корабля достраивались уже для российского ВМФ («Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный»).

Постройка кораблей проекта 956 «Сарыч» проводилась с использованием секционного метода сборки корпуса. Стоимость одного эсминца (на момент постройки головного и двух последующий кораблей) составляла более 90 млн рублей. Цена постройки последующих кораблей снизилась до 71 млн рублей.

Проект эсминца 956 создавался исключительно для нужд советского ВМФ. Это был новейший корабль, и никто не собирался продавать его за рубеж. Однако после распада СССР ситуация изменилась: недостаточное финансирование вынудило искать заказчиков на стороне. К тому же к началу 90-х годов вооружения «Сарычей» несколько устарело.

В середине 90-х годов была создана экспортная модификация эсминца – 956Э. В 1999 году в состав ВМС КНР вошел первый «Сарыч». Он вооружен противокорабельными ракетами с несколько большей дальностью поражения (до 200 км), вместо четырех АК-630 на нем установлены два ракетно-артиллерийских комплекса «Каштан», нет кормовой артиллерийской установки, зато оборудован полноценный вертолетный ангар. Несколько увеличено водоизмещение корабля. До 2006 года для Китая были построены четыре эскадренных миноносца проекта 956Э и 956ЭМ.

Описание конструкции

Отечественные и зарубежные исследователи истории флота отмечают, что практически все боевые корабли, созданные в «Северном ПКБ», имеют характерный «эффектный» внешний вид. Проект 956 не является исключением. В описаниях облика эсминцев этого проекта часто используют определения «агрессивный», «зловещий», «выразительный». И это вряд ли можно считать случайностью.

Военный корабли – это не только инструмент ведения боевых действий на море, они также являются серьезным геополитическим инструментом, символом мощи страны, флаг которой они представляют. Военный флот – это средство политического убеждения и влияния, демонстрация достижений научно-технического развития страны и могущества ее экономики.

Естественно, что «выразительность» внешнего облика корабля не должны уменьшать его боевую эффективность. Однако у кораблей проекта 956 с этим все нормально: большинство экспертов считают, что эсминцы этой серии – это пример прекрасного сочетания высоких функциональных качеств и эстетического совершенства.

Эсминцы «Сарыч» имеют длинопалубную конструкцию с седловатостью носовой части. Форма корпуса надежно обеспечивает незаливаемость палубы и оптимальные углы обстрела артиллерийского вооружения корабля. Обводы корпуса обеспечивают незаливаемость при волнении до 6-7 баллов. Коэффициент удлинения палубы составляет 8,7. Корпус корабля выполнен с учетом требований уменьшения радиолокационной заметности судна, хотя, следует отметить, что эсминцы «Сарыч» не относятся к «стелс-кораблям».

В носовой части корпуса, в подкильной бульбе, находится антенна ГАК «Платина».

Площадь боковой парусности эсминца — 1700 м2. Палубы размещаются параллельно ватерлинии, что упростило установку оборудования во время постройки и сделало эсминцы проекта 956 более технологичными.

Пятнадцать основных переборок делят корпус судна на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. Корабли проекта 956 имеют шесть палуб: вторая, третья и верхняя палубы, палуба полубака, две платформы, одна из которых плавно переходит в настил второго дна. Главные конструкции корпуса, подкрепления и фундаменты выполнены из низколегированной стали. От кормы до машинного отделения расположены две продольные переборки, они обеспечивают дополнительную жёсткость кормовой части корабля. Шпангоуты эсминца имеют значительный развал, что увеличивает остойчивость корабля.

Эсминцы проекта 956 обладают высокими мореходными качествами (мореходность неограниченная). Моряки могут использовать бортовые комплексы вооружения при волнении моря до пяти баллов. Суда оснащены успокоителями качки. При волнении моря в шесть баллов эсминцы способны развивать ход до 24 узлов.

Надстройки кораблей проекта 956 выполнены из алюминиево-магниевого сплава, они соединяются с корпусом и палубами с помощью заклепок.

Надстройку корабля можно условно разделить на две больших блока: носовой и кормовой. Носовая часть заканчивается фок-мачтой, а кормовая состоит из блока с дымовой трубой и сдвижным ангаром, на котором расположена грот-мачта.

Стандартное водоизмещение эсминца составляет 6500 т, пол¬ное водоизмещение — 7940 т, с перегрузом — 8480 т.

Силовая установка эсминцев проекта 956 состоит из двух котлотурбинных агрегатов ГТЗА-674 (общая мощность 100 тыс. л. с.), расположенных в двух машинных отделениях – носовом и кормовом. Следует отметить, что «Сарычи» - это единственные в мире боевые корабли третьего поколения с котлотурбинной ЭУ.

Турбозубчатый агрегат имеет систему управления, которая способна регулировать частоту вращения в разных режимах работы установки. В каждом из машинных отделений находятся два котла и паровая турбина. На все эсминцы, начиная с седьмого («Стойкий»), были установлены более надежные котлы КВГ-3. Несмотря на это, котлы называют самым слабым местом кораблей этой серии. Они очень требовательны к подаваемой воде, довольно часто выходят из строя.

Система водоподготовки, установленная на корабли проекта, не обеспечивает должным образом качество воды, что приводило к быстрому изнашиванию котлов. В отличие от атомных подводных ракетоносцев, она является открытой, то есть сообщается с атмосферным воздухом.

Опыт использования высоконапорных котлов показал, что отечественный флот (как советский, так и российский) пока еще не готов переходу на такие энергетические установки.

Кроме основных, в силовую установку корабля входит и дополнительный аварийный котел, который может дать 14 тыс. кг пара. У эсминца два вала и два малошуных винта. Максимальная скорость кораблей этого проекта – 33,4 узла. Запас топлива составляет 1,7 тыс. тонн, что обеспечивает дальность плаванья в 3900 морских миль.

Рулевой агрегат состоит из гидравлической машины и полусбалансированного руля.

Эсминцы проекта 956 оснащены двумя парогенератора (общая мощность 2500 кВт) и двумя дизель-генераторами (по 600кВт), которые обеспечивают корабли электроэнергией.

В обычных условиях численность экипажа составляет 296 человек, включая 25 офицеров и 48 мичманов. В военное время корабельная команда увеличивается до 358 человек. На эсминцах «Сарыч» созданы комфортные условия для обитания команды: для офицеров оборудованы одно- и двухместные каюты, а для мичманов – двух- и четырехместные. Матросы размещаются в шестнадцати кубриках по 10-25 человек в каждом. На одного человека приходится более трех квадратных метров жилой площади.

На борту есть отдельная кают-компания для питания офицеров, еще одна предназначена для питания мичманов и несколько столовых, где пищу принимают матросы. На борту есть несколько душевых и сауна. К услугам экипажа библиотека, кинозал, кабельное телевидение, есть даже сборной бассейн.

Все жилые и рабочие помещения эсминца оборудованы системой кондиционирования, она обеспечивает комфортные условия для работы экипажа в температурном диапазоне от −25°C до +34 °C. Следует отметить, что эсминцы проекта 956 выгодно отличаются от других кораблей советской и российской постройки в плане условий для обитания экипажа.

Автономность эсминцев «Сарыч» по запасам провизии составляет 30 суток.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение эсминцев «Сарыч» состоит из ЗРК М-22 «Ураган», который является морской модификацией комплекса «Бук ». На кораблях позднейшей постройки установлены ЗРК «Ураган-Торнадо». Две пусковые установки зенитных ракет находятся на носу (надстройка полубака) и на корме (за взлетно-посадочной площадкой) корабля. Масса каждого ЗРК составляет 96 тонн, общий боекомплект – 48 управляемых ракет, которые находятся в погребах на специальных барабанах.

Характеристики ЗРК «Ураган» позволяют одновременно вести огонь по 4-6 целям на высотах от 10 до 1 тыс. метров и на удалении до 25 км. Возможности ЗРК «Ураган-Торнадо» еще более впечатляющи: максимальная дальность поражения — 70 км. Темп стрельбы – один запуск ракеты в 6-12 секунд. Вероятность поражения самолета залпом из двух ракет составляет от 0,81-0,96, крылатой ракеты — 0,43-0,86.

Эсминцы проекта «Сарыч» имеют мощное артиллерийское вооружение, состоящее из двух спаренных артиллерийских установок АК-130 (калибр 130 мм) и скорострельной зенитной артиллерии, которая является последним рубежом ПВО кораблей. Также в состав артиллерийского вооружения эсминцев входит многоканальная система управления огнем МР-184, состоящая из РЛС, лазерного дальномера, телевизора и баллистического вычислителя.

Каждая артустановка имеет механизированную подачу боеприпасов, что позволяет ей вести огонь с темпом от 30 до 90 выстрелов в минуту на дальность свыше 24 км. Боезапас на каждый ствол составляет 500 снарядов, из которых 180 всегда готовы к использованию.

Автоматизация процессов загрузки и подачи боеприпасов позволяет вести огонь до полного исчерпания боекомплекта.

Вес одной артустановки составляет 98 тонн.

Скорострельная зенитная артиллерия эсминцев проекта 956 состоит из двух батарей автоматических комплексов АК-630М. Батареи располагаются с каждого борта корабля и предназначены для уничтожения крылатых ракет на малых высотах. В состав каждой из батарей входит по две шестиствольные артустановки с вращающимся блоком стволов и СУ «Вымпел». Дальность стрельбы АК-630М – 4 км, темп стрельбы 4 тыс. выстрелов в минуту.

Главное противокорабельное оружие эсминца «Сарыч» - противокорабельные ракеты «Москит». На «Беспокойном» и всех последующих кораблях проекта установлен модернизированный комплекс «Москит-М». Эсминцы проекта 956 имеют по две неподвижные пусковые установки, в каждой из которых размещено по четыре ПКР «Москит».

Дальность поражения цели у «Москита» составляет 140 км, а у «Москита-М» - 170 км. Ракеты имеют боевую массу весом в 300 кг и развивают в полете скорость до M=2,5-3. Корабль может выпустить все восемь ракет всего за 30 секунд.

На верхней палубе эсминцев установлены два двухтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм. Минное вооружение представлено двумя реактивными минометами РБУ-1000, которые могут вести огонь на дистанции в 1 тыс. метров. Бомбометы расположены в кормовой части корабля. Их основная задача – уничтожение подводных лодок противника на малых глубинах в непосредственной близости от корабля. Боевая часть каждой из реактивных бомб – 98 кг. Эсминцы проекта 956 могут устанавливать мины заграждения (на борт принимается до 22 мин).

У эсминцев проекта 956 нет постоянно вертолетного ангара, но предусмотрен временный, сдвижной. В нем может базироваться вертолет Ка-27 . Вертолетная площадка расположена практически по центру корабля, поэтому на нее оказывает меньшее влияние килевая качка.

Вертолет можно использовать для противолодочной борьбы, также он может проводить разведку и давать целеуказание для противокорабельных ракет.

На эскадренных миноносцах «Сарыч» установлены несколько типов радиолокационных станций: «Фрегат», «Фрегат-М» и «Фрегат-МА». Для загоризонтного обнаружения объектов противника и целеуказания используется система «Мост», она может осуществлять поиск на дистанциях до 200 км. Целеуказание для противокорабельного ракетного комплекса выдает система «Минерал», она имеет и активный, и пассивный радиолокационный канал. Корабль может принимать целеуказание от самолетов или вертолетов.

На эсминцах проекта 9566 отсутствует бортовая информационно-управляющая система, ее функции выполняет планшет обстановки «Сапфир-У».

Корабли проекта 956 оснащены комплексом средств радиоэлектронной борьбы, в который входят средства радиотехнической разведки и система постановки помех, а также средства пассивного и активного противодействия.

Эсминцы проекта 956 имеют продуманную систему обеспечения живучести. Вокруг потенциально опасных помещений корабля (погреба, машинное отделение) созданы противопожарные отделения за счет усиления корпуса стальными конструкциями.

Есть противопожарная магистраль с несколькими насосами, системы объемного пожаротушения, пенотушения, водяного орошения сходов и переборок. Также на корабле имеют системы быстрого орошения и затопления погребов.

Для устранения водной угрозы на кораблях проекта имеются: системы осушения, водоотлива и балансировки цистерн. Есть система внешнего обмыва в случае заражения внешних поверхностей.

Броневой защитой (противоосколочной) обеспечены только артиллерийские установки и ПУ ПКР «Москит».

Корабли проекта 956 «Сарыч»

Название корабля Дата спуска на воду Дата списания Примечания
«Современный» 18.11.1978 30.09.1998
«Отчаянный» 29.03.1980 30.09.1998
«Отличный» 21.03.1981 30.09.1998
«Осмотрительный» 24.04.1982 30.09.1998
«Безупречный» 25.06.1983 20.07.2001
«Боевой» 4.08.1984 в 2010
«Стойкий» 27.07.1985 30.09.1998
«Окрылённый» 31.05.1986 30.09.1998
«Бурный» 30.12.1986 В ремонте
«Гремящий» 30.05.1987 18.12.2006
«Быстрый» 28.11.1987 В составе КТОФ Корабль «Быстрый» самый старый из кораблей проекта, находящийся в строю
«Расторопный» 4.06.1988 Списан На утилизации
«Безбоязненный» 18.02.1989 В резерве
«Гремящий» 30.09.1989 Списан
«Беспокойный» 9.06.1990 В резерве ДКБФ
«Настойчивый» 19.01.1991 В составе ДКБФ Флагман Балтийского флота
«Адмирал Ушаков» 28.12.1991 В составе КСФ
«Внушительный» 17.10.1987 Разделан на металл
«Ханчжоу»
«Важный»
27.05.1994 Входит в состав ВМС Китая
«Фучжоу»
«Вдумчивый»
16.04.1999 Входит в состав ВМС Китая
«Буйный» - Постройка прекращена
«Тайчжоу»

«Внушительный»

27.04.2004 Входит в состав ВМС Китая
«Нинбо»

«Вечный»

23.06.2004 Входит в состав ВМС Китая

Характеристики

Водоизмещение, т:
Стандартное 6500
Полное 7940
Размеры, м:
Длина 156,5
Ширина 17,19
Осадка 5,96
Макс. скорость, уз. 33,4
Дальность плавания, миль:
на скорости 32,7 узла 1345
на скорости 18 узлов 3920
Автономность, суток 30
Экипаж, чел.
мирного времени 296
военного времени 358
Главная энергетическая установка 2хГТЗА-674
Суммарная мощность, л. с. 100000 (2х50000)
Вооружение
Ударное ракетное ПКР «Москит»
Зенитное ракетное М-22 «Ураган»
Артиллерийское вооружение АК-130
Артиллерийское зенитное вооружение АК-630М
Противолодочное 2хДТА-53, 2хРБУ-1000

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.

Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.

Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк », что дало значительное преимущество американцу.

Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» - это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Эскадренные миноносцы представляют собой быстроходные многоцелевые корабли, которые могут выполнять целый ряд боевых и пограничных задач. Они оснащены орудиями, установленными на борту для борьбы с подводными, надводными и воздушными силами. Эсминцы входят в состав эскорта авианосцев и тяжелых крейсеров, осуществляют огневую поддержку десанта, занимаются патрулированием и разведкой. При необходимости расставляют минные заграждения и выполняют другие операции.

Такое многообразие выполняемых задач делает современный эскадренный миноносец универсальным судном. Оно является одним из самых скоростных среди всех экземпляров, плавающих на дальние расстояния. При этом у эсминцев есть возможность создания дымовой завесы, благодаря которой они могут прятаться от противника. Размеры и набор вооружения у таких кораблей в разных странах достаточно разнообразны. Это могут быть довольно крупные судна с ядерными установками на борту. В то же время некоторые вооруженные силы называют эскадренными миноносцами небольшие маневренные корабли, способные ловко обойти любые преграды.

Так, израильский эсминец «Эйлат», который ранее принадлежал британцам, имел водоизмещение не больше двух тонн. В годы Второй мировой войны основным назначением корабля было арктическое конвоирование в северных морях важных военных объектов из Британии в СССР. Однако даже для тех лет такой размер был слишком мал для подобного класса боевого судна. Не удивительно, что в 1967 году он стал первым в истории кораблем, который сумели потопить противокорабельные ракеты. Египетские катера выпустили в него 4 ракеты, в результате которых «Эйлат» затонул, а вместе с ним погибло 47 членов экипажа.

Свое имя миноносец получил благодаря тому, что в дореволюционной России торпеды (которые являются основным вооружением описываемого корабля) называли «самодвижущимися минами». В англоязычных странах данный класс боевых судов называют Destroyer, что в переводе означает «истребитель».

История создания эскадренных миноносцев

Первой попыткой создания корабля с самодвижущейся миной на борту стала американская подлодка «Черепаха», которая была построена еще в конце 18 века в годы войны за независимость США. Однако предшественника торпеды так и не удалось прикрепить к днищу судна. В середине 19 века русские кораблестроители также пытались установить минное вооружение на паровой катер. Но и он затонул еще на этапе испытаний. После неудачных попыток установить на боевой корабль прототипы будущих торпедных установок основной целью стало обеспечение улучшения живучести судна.

Лишь в 1877 году появились первые действующие корабли с торпедными установками. Ими стали сразу два судна: британский миноносец «Лайтнинг» и российский «Взрыв». На обоих были установлены торпеды Уайтхеда, которые предназначены для потопления любых видов кораблей. Успешные испытания позволили уже спустя два года произвести для Англии еще 11 подобных судов. В этот же период было построено 12 французских миноносцев, а также по 1 для Австро-Венгрии и Дании.

Первым боевым опытом миноносцев стало сражение Российской империи с Турцией: 14 января 1878 года два катера с минами на борту затопили пароход «Интибах», имеющий турецкое происхождение. Новость о быстром затоплении прошла по всей Европе. Стало понятно, что наряду со строительством громоздких броненосцев необходимо выпускать легкие и маневренные миноносцы. Последние были легкой добычей для тяжелых вражеских кораблей днем, однако ночью они могли незаметно подплывать на критически близкие расстояния к неприятелю и выпускать смертоносные торпеды. Так, спустя менее 10 лет после постройки первых миноносцев, большинство европейских военно-морских сил уже имело на вооружении множество подобных судов. Лидерами являлись следующие страны:

  • Англия – 129 кораблей;
  • Россия – 119 кораблей;
  • Франция – 77 миноносцев.

Эсминец – предпосылки создания, назначение корабля

Развитие строительства миноносцев поставило под угрозу существование значительно более дорогих тяжелых крейсеров и линкоров. Необходимо было создавать корабли, которые способны выходить в открытое море вместе с тяжелыми судами. В то же время они должны нести в себе вооружение для уничтожения вражеских мелких и маневренных минных катеров, а также артиллерию, которая не позволит миноноскам подойти на необходимое для атаки расстояние. Перед кораблестроителями поставили задачу – построить истребителей миноносцев.

Первым в числе подобных судов стал таранный миноносец «Полифемус», изготовленный в Британии. Его длина составляла свыше 70 метров. На борту располагалось пять торпедных установок и 6 скорострельных пушек. В качестве еще одного оружия выступал форштевень – удлиненный киль в форме тарана, внутри которого размещалась торпедная установка. Однако данный экземпляр получился достаточно неудачным из-за низкой скорости хода и мелкокалиберной артиллерии. Далее британцы создали целый ряд торпедных крейсеров и лодок, среди которых самыми значимыми считались «Скаут», «Арчер», «Свифт» и другие. Следует отметить, что лидерами в строительстве предшественников эсминцев стали англичане и французы.

Не только Великобритания искала варианты строительства корабля нового класса. Японцы также получили корабль, напоминающий эсминца – торпедную канонерскую лодку «Котака». Справедливости ради следует отметить, что строили судно также британцы. Это был бронированный миноносец – все основные элементы были защищены бронированным 25-мм слоем металла. Киль также имел форму тарана. На борту располагались 4 артиллерийские пушки и 6 торпедных аппаратов. Боевой опыт судно получило в японо-китайской войне конца 19 века. 5 февраля 1895 года торпеды «Котака» потопили китайский крейсер «Лай Юань».

Первые эскадренные миноносцы

Самыми успешными и маневренными миноносцами в конце 19 века считались французские образцы. Известный в те годы британский кораблестроитель Альфред Ярроу отправился во Францию для изучения их новых кораблей. По приезду домой он сконструировал новый тип боевых судов, которым дал название Torpedoboats Destroyers – истребители миноносцев. В 1893 году было спущено на воду шесть новейших судов, которые стали первыми образцами нового класса кораблей – эскадренных миноносцев. Два из них были построены компанией Альфреда Ярроу. Их скорость хода составляла около 26 узлов. Артиллерия включала 67-мм и 57-мм пушки, а также по три 457-мм торпедные установки. Данные образцы эсминцев имели удлиненную форму: при длине почти 50 метров, ширина судна не превышала 6 метров. Испытания, проводимые в море, показали, что носовой торпедный аппарат не годен к работе – самодвижущиеся мины, выпущенные из него на полном ходу, могли быть легко уничтожены самим кораблем, он их таранил в прямом смысле слова.

Вездесущий конкурент Великобритании – Франция, построила свой первый эскадренный миноносец в 1894 году. В первый год 20 века также стали обладателями корабля нового класса. А уже спустя 4 года Америка имела на вооружении 16 подобных судов.

Эсминцы США типа «Бейнбридж»

США запустили программу по разработке эсминцев после анализа военных столкновений между чилийцами в 1894 году и японо-китайской войны того же года. В ходе морских сражений маневренные и экономичные миноноски сумели потопить несколько тяжелых и дорогостоящих крейсеров. Кроме того, война Америки с Испанией в 1898 году дала понять американцам, что Европа уже активно использует эскадренные миноносцы, которые с легкостью справляются с поставленными задачами – предотвращают нападение американских торпедных катеров, при этом ничуть не уступают им в скорости движения. Необходимо было ускорить разработку и строительство собственных эсминцев.

Первые 13 судов типа «Бейнбридж» были построены за четыре года. Их длина равнялась 75 метрам, проектная скорость хода 28 узлов. Вооружение включало 2 75-мм и 6 57-мм пушек, а также два торпедных аппарата Уайтхеда. Последующая эксплуатация показала, что данные корабли не могут плавать на дальние расстояния и не выдерживают обещанной скорости. Однако они были широко распространены на Тихоокеанском флоте и даже участвовали в Первой мировой войне.

Миноносцы Российского императорского флота

Первые российские миноносцы обладали меньшими размерами в сравнении с аналогичными кораблями у европейских соседей. Их скорость движения не превышала 25 узлов. На борту, как правило, размещалось 2 легкие пушки и не более двух поворотных торпедных аппаратов. Кроме того, в носовой части корпуса размещалась еще одна торпедная установка. Класс эскадренных миноносцев появился в русском флоте лишь после окончания войны с Японией.

  • Миноносцы типа «Кит» были спущены на воду в количестве 4 единиц. Один из них был взорван в годы Русско-японской войны, остальные приняли участие в Первой мировой войне и были списаны лишь в 1925 году.
  • Пять миноносцев типа «Форель» были произведены для Российской империи во Франции. Однако ряд несогласованных моментов выявили несоответствия планируемых и фактических показателей. Все судна участвовали в Русско-японской войне, 3 из них затонули во время сражений. Оставшиеся в 1907 году были переклассифицированы в эскадренные миноносцы. Вооружение эсминца включало 75-мм и 47-мм пушки, а также две поворотные 380-мм торпедные установки.
  • Самым многочисленным типом кораблей класса эсминцы в России стал «Сокол». Всего было спущено на воду 27 единиц. Они считались классикой эскадренных миноносцев, однако морские сражения с Японией показали, что вся техника, находящаяся на борту корабля, устарела.
  • 10 эсминцев типа «Буйный» было построено на берегу Ладожского озера. Основой для них стал проект компании Ярроу, которые строили для Японского Императорского флота первые серийные эскадренные миноносцы.

К началу первой мировой войны Россия имела на вооружении уже 75 эсминцев. Однако, на самом деле, большинство из них не имели современного оружия.

эскадренный миноносец тип Сокол

Еще одни миноносцы Русско-японской войны типа «Грозный» стали продолжением серии эсминцев «Буйный». Первый корабль данной серии был введен в эксплуатацию в сентябре 1904 года. Спустя полгода он участвовал в Цусимском сражении. После сокрушительного поражения Российского флота «Грозный» вместе с другим эсминцем отправились во Владивосток. Однако японские миноносцы и истребители обнаружили судна и начали атаку. Второй миноносец – «Бедовый», поднял белый флаг и сдался неприятелю. В это время за «Грозным» началась погоня. Японский миноносец «Кагеро» находился от русского судна на расстоянии менее 4 километров. После продолжительной перестрелки, получив множественные ранения оба корабля разошлись. Так «Грозный» стал одним из трех выживших судов Тихоокеанской эскадры, сумевших попасть во Владивосток. В дороге у него закончилось топливо, в результате чего в печь пошли все деревянные конструкции, вплоть до спасательных шлюпок.

Изменение конструкции эсминцев в начале 20 века

Начало 20 века ознаменовалось строительством кораблей с паровыми турбинами, благодаря которым скорость хода можно было увеличивать. Первым эсминцем с паровой установкой стал британский «Вайпер», его скорость достигала 36 узлов. Во время шторма судно раскололось на две части, однако это не остановило англичан и в скором времени у них на вооружении появились новые паровые эскадренные миноносцы.

С 1905 года снова британцы стали основоположниками нового вида топлива. Теперь корабли ходили не на угле, а на нефти. Водоизмещение эсминцев также было увеличено с 200 до 1000 тонн.

В ходе многочисленных испытаний все страны отказались от подводных неподвижных торпедных аппаратов, оставили только поворотные палубные аппараты. Размер торпеды также был увеличен до 600 мм в диаметре, вес достигал 100 кг.

Стоит отметить, что несмотря на значительное количество построенных эсминцев в конце 19 – начале 20 века, их вооружение все еще находилось на недостаточном уровне. У мировых лидеров ВМС не хватало боевого опыта, у воюющих стран не было времени и средств на разработку новых образцов. Однако впереди мир ожидала Первая мировая война, где каждая страна должна была показать свои умения и самоотверженность.

Первая мировая война

В день объявления Британией войны против Германии английский эскадренный миноносец «Ланс» выпустил первую торпеду, направленную на немецкое судно «Кёнигин Луизе». Именно с этого минного заградителя была выпущена мина, подорвавшая первый английский корабль.

Британские эсминцы Первой мировой войны

Эсминец типа «Ланс» был спущен на воду незадолго до начала войны – в феврале 1914 года. На борту располагались 3 легкие 102-мм пушки, 1 зенитка и два 533-мм торпедных аппарата. Во время патрулирования в Северном море экипаж корабля обнаружил немецкий корабль, расставляющий мины на пути следования британских торговых судов. Тотчас был отдан приказ выстрелить в сторону противника из 102-мм пушки. Надежды на спасение не было – капитан немецкой «Королевы Луизы» приказал потопить судно.

Китайские эсминцы типа 052D

С 2014 года на вооружении Китая находятся новые эсминцы типа 052D. Запланировано 13 кораблей, по состоянию на январь 2018 года в строю находится 6 судов. На борту расположена 130-мм артиллерийская установка H/PJ-38, различные виды ракетного вооружения, торпедные аппараты, 1 вертолет. Информации о наличии противокорабельного вооружения в открытых источниках нет.

Следует отметить, что наибольшее число новых эсминцев расположено в Азии. Индия и Япония также обладают новыми судами данного класса. Такое поведение ВМС азиатских держав не случайно. Одно из самых непредсказуемых государств расположено именно там. Какими будут действия КНДР и как на это отреагирует США и страны НАТО остается только догадываться.

Эсминец

Эскадренный миноносец (сокр. эсминец ) - многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль для борьбы с подводными лодками , летательными аппаратами (в том числе ракетами), и кораблями противника, охраны и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем. Используется также для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.

Русское название «миноносец» происходит от того, что в России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение «эскадренный» указывает на способность действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне. Первоначально корабли такого класса назывались «истребителями (миноносцев)»: считалось, что в бою они должны перехватывать и уничтожать вражеские миноносцы. Но, как выяснилось по итогам русско-японской войны, «ни один истребитель ни одного миноносца не перехватил и не истребил» (цитата). Английский эквивалент термина - дестроер (англ. destroyer - разрушитель ). В отличие от них, миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения, с низкой мореходностью и автономностью.

Развитие эсминцев в начале XX века

Рост численности торпедных и торпедно-артиллерийских кораблей в 1892-1918 годах

Страна / Типы кораблей Миноносец Эскадренный миноносец
Дата 1892 1900 1904 1914 1918 1892 1900 1904 1914 1918
Великобритания 186 95 159 н/д 94 0 75 131 243 433
Франция 220 219 282 н/д н/д 0 2 31 н/д н/д
Германия 152 113 90 н/д н/д 0 1 47 210 311
Россия 143 174 156 н/д н/д 0 1 60 н/д н/д
Италия 129 144 143 н/д н/д 0 н/д 15 н/д н/д
Япония 29 34 н/д н/д н/д 8 19 н/д н/д
США н/д н/д 34 н/д н/д н/д н/д 16 н/д н/д н/д

Боевое применение ранних эсминцев

Первоначальное назначение эсминцев - борьба с миноносцами, но вскоре в ВМС разных стран осознали, что быстроходные эсминцы можно использовать более гибко. Английский вице-адмирал сэр Балдуин Уокер так описывал роль эсминцев в Королевском Военно-морском Флоте:

  • Защита флота от вражеских торпедных кораблей
  • Разведка вражеских берегов перед приближением своего флота
  • Наблюдение за вражескими портами с целью беспокойства их торпедных кораблей и предотвращения их возвращения в порт.
  • Атака вражеского флота.

Первый значительный боевой эпизод с участием эсминцев произошел в Порт-Артуре 29 февраля 1904 г., в начале Русско-японской войны . Три дивизиона эсминцев (по другой классификации - миноносцев), общей численностью 10 кораблей атаковали русский флот в гавани и выпустив от 16 до 18 торпед, серьёзно повредили русские броненосцы «Цесаревич» , «Ретвизан» и крейсер «Паллада» .

Первая мировая война

Российский эсминец «Дерзкий»

Эскадренные миноносцы периода Первой мировой войны имели водоизмещение 1 - 1,3 тыс. тонн, скорость 30 - 37 узлов (55 - 68,5 км/ч) паровые турбины , котлы с нефтяными форсунками , до 4 двухтрубных 450- и 533 мм торпедных аппаратов , до 4 орудий калибра 88 мм и 102 мм. Длительное время лучшим кораблем этого класса был русский «Новик ».

Во время войны эсминцы получили новое назначение - защищать флот от подводных атак. Подводные лодки , активно использовавшиеся во время войны, могли скрытно приблизиться и торпедировать надводные корабли. Эсминцы первой мировой имели достаточную скорость и вооружение, чтобы атаковать подлодки до того как они погрузятся, либо артиллерийским огнём, либо тараном. Так как эсминцы имели достаточно малую осадку и большую скорость, торпедировать их было сложно, торпеды чаще всего проходили мимо.

Желание атаковать подлодки в подводном положении привело к быстрым изменениям в конструкции эсминцев, их корпуса стали усиливать для таранов, оборудовать глубинными бомбами и гидрофонами для обнаружения подводных целей. Первым случаем атаки подлодки эсминцем был таран немецкой подлодки U.19 английским эсминцем «Бэджер» (англ. Badger ) 29 октября г. U.19 была только повреждена, но в следующем месяце эсминец «Гэрри» (англ. Garry ) успешно потопил лодку U.18 . Первый случай уничтожения подлодки глубинной бомбой был 4 декабря г., когда UC.19 была потоплена эсминцем «Ллевеллин» (англ. Llewellyn ).

Подводная угроза привела к тому, что многие эсминцы были направлены на охоту за подлодками; после того, как Германия летом г. приняла решение о неограниченной подводной войне, эсминцы стали назначать в конвои торговых судов. После вступления Америки в войну, американские эсминцы присоединились к военным действиям. В Средиземноморье на стороне Антанты действовал даже дивизион японских эсминцев. Конвойная служба оказалась не менее опасной чем боевая: из общих потерь британских эсминцев (67), 18 были потеряны от столкновений и 12 затонули.

К концу войны высшим достижением в строительстве эсминцев считался британский тип W.

В конце Первой мировой в Великобритании появился новый подкласс эсминцев - «лидер эсминцев », большего водоизмещения, с более высокой скоростью хода и с более сильным вооружением, чем у обычных эсминцев. Корабль предназначался для артиллерийской поддержки, вывода в атаку эсминцев, борьбы с эсминцами противника, управления группами эскадренных миноносцев и мог выполнять роль разведчика при эскадре крупных кораблей.

Межвоенный период

В послевоенное время продолжилась наметившаяся тенденция к увеличению размеров эсминцев и улучшению их вооружения. Во время войны был упущен ряд возможностей атаковать корабли вражеского флота из-за того, что все торпеды выпускались в первом залпе. В английских эсминцах типов V и W в конце войны пытались решить эту проблему установкой 6 торпедных труб в двух строенных аппаратах, вместо 4-х или 2-х труб в ранних моделях. Это стало стандартом для эсминцев начала 1920-х гг.

Следующей крупным нововведением в строительстве эсминцев стали японские корабли типа «Фубуки» (яп. 吹雪 ). Головной корабль был спроектирован в и передан флоту в г. Их вооружение включало в себя 6 мощных пятидюймовых орудий и 3 строенных торпедных аппарата. Вторая группа кораблей этого типа получила орудия с большим углом возвышения для использования в качестве зенитных и 610-мм кислородными торпедами типа 93 (американское обозначение «Лонг Лэнс» англ. Long Lance - «Длинные копья»). В более поздних эсминцах типа «Ариаки» 1931 г. японцы ещё более улучшили своё торпедное оружие путем размещения запасных торпед в надстройке, тем ускорив перезарядку торпедных аппаратов до 15 минут.

Остальные морские страны начали строительство подобных больших эсминцев. Американский эсминец проекта «Портер» позаимствовал спаренные пятидюймовые орудия, а в эсминцах проектов «Мэхен» (англ. Mahan ) и «Гридли» (англ. Gridley ) (1934 г.) увеличили количество торпедных труб соответственно до 12 и до 16.

Из средств обнаружения подводных лодок имелся сонар , или «Асдик» (англ. ASDIC ) . Оружие для борьбы с подлодками со времени Первой мировой изменилось незначительно, носовые бомбометы, нужду в которых показала Вторая мировая война, не развивались.

Вторая мировая война

Эсминцы были наиболее массовыми надводными кораблями Второй мировой и участвовали практически во всех значительных морских сражениях на всех морских театрах военных действий. Некоторое представление о интенсивности их использования может дать статистика потерь: английский флот из 389 участвовавших в войне эсминцев потерял 144, немецкий из 21 имевшегося к началу войны и 19 построенных во время войны потерял 25, Япония из 168 эсминцев потеряла 132, США потеряли около 80 эсминцев, СССР потерял 33 эсминца.

Послевоенное время

Советский эсминец проекта 30бис

В конце 1940-х - начале 1950-х гг., на основе опыта войны, был построен ряд эсминцев с традиционным вооружением. Они были значительно большими по размеру, чем корабли времён 2-ой мировой, вооружены полностью автоматизированным орудиями главного калибра, радаром, сонаром, а также оружием для борьбы с подводными лодками, таким как бомбомёты БМБ-1 в СССР и Squid на Западе. К этим проектам относятся советские эсминцы проектов 30бис («Скорый») и 56(«Котлин»), английские проекта «Дэринг» (англ. Daring ), американские проекта «Форест Шерман» (англ. Forrest Sherman ).

Некоторые корабли времен войны были модернизированы для борьбы с подводными лодками и им был продлён срок эксплуатации, чтобы избежать дорогостоящего строительства новых кораблей. Примерами являются американская программа FRAM I, и английские корабли типа «15».

Ракетная эра

Советский эсминец проекта 56А «Находчивый». На корме установлено противовоздушное ракетное вооружение.

Появление в начале 1960-х ракет «земля-воздух» и «земля-земля» изменило тактику морской войны. Крупные страны начали строительство ракетных эсминцев (американское сокращение DDG, русское - эсминцы УРО), таких как советские корабли проекта 61 (Натовское обозначение «Кашин»), английские типа «Каунти» (англ. County ), американские типа «Чарльз Ф. Адамс» (англ. Charles F. Adams ).

Боевое применение эсминцев в послевоенное время

Эсминцы принимали активное участие в нескольких войнах и локальных конфликтах после Второй мировой войны. По крайней мере пять эсминцев было потеряно:

Современные эсминцы

Из-за усложнения и дороговизны эсминцы перестали быть самым многочисленным классом кораблей. (По состоянию на г., во всех флотах мира имелось менее 200 эсминцев, против 350+ фрегатов). Их размеры и водоизмещение, а также назначение и возможности, широко варьируются в зависимости от страны. Самые крупные (США) достигают 9200 тонн и способны решать свои задачи в любом районе Мирового океана. Самые мелкие (Мексика , Перу) - это переоборудованные корабли времен войны около 2500 тонн, пригодные для действий у своих берегов, по возможностям уступающие современным фрегатам.

Кроме того, на классификацию влияют политические соображения. Так флоты, стремящиеся получить ассигнования несмотря на сопротивление государства, «занижают» класс предложенного корабля. Например, британский тип «Каунти» , часто относимый к легким крейсерам, был представлен парламенту как «большой эсминец». Наоборот, флоты желающие повысить свой престиж при ограниченном бюджете, классификацию завышают. Например аргентинский «Альмиранте Браун» (исп. Almirante Brown ) по характеристикам соответствует фрегату.

Перспективный эсминец DD(X) (США)

Британский эсминец «Глазго» («Тип 42»)

В Великобритании в настоящее время используются 8 эсминцев проекта «Тип 42». Британские эсминцы имеют водоизмещение около 5000 т, вооружены орудиями и ракетами, включая 114 мм (4,5 дюймовые) орудия Mk 8 , зенитными ракетами Sea Dart , 20-мм орудиями «Бофорс», артиллерийской системой самообороны Vulcan Phalanx , противолодочными торпедами, вертолетом. Вскоре эти корабли будут заменены на корабли нового проекта «Тип 45» («Дэринг» (англ. Daring )), с водоизмещением около 7200 т. Два корабля новой серии уже спущены на воду. Эсминцы «Тип 45» предназначены, прежде всего, для противовоздушной обороны авианосцев. Основным оружием корабля является ЗРК Aster 15/30 . Ракеты Aster 30 могут поражать цели (в том числе малозаметные низколетящие) на расстоянии до 100 километров.

Канадский эсминец «Алгонкин» (типа «Ирокез»)

В канадском флоте используются эсминцы типа «Ирокез» , несущие 4 вертолёта. Это корабли с зенитным и управляемым ракетным оружием. Спроектированные в 1970-х гг., они стали первыми военными кораблями, использующими газо-турбинные двигательные установки. 2 турбины используются в крейсерском режиме, ещё 2 подключаются для достижения максимальной скорости хода в 29 узлов. По конструкции они во многом повторяют американские эсминцы проекта «Спрюэнс».

Россия (ранее СССР) с 1965 по 1981 г. не классифицировала свои корабли как эсминцы, за исключением ранее построенных. В типичном случае корабли со сходными характеристиками относились к большим противолодочным (БПК). Это отражало взгляды на новое назначение кораблей в ракетно-ядерной войне. После 1991 г. происходит постепенный отказ от неортодоксальной системы классификации кораблей, принятой в Советском Союзе и в класс эсминцев перечисляются БПК проектов 1155,1155.1. Вместе с тем имеет место и общемировая тенденция к размыванию границ этого класса кораблей между собственно эскадренными миноносцами, крейсерами и тяжеловооруженными фрегатами. В российском флоте этот процесс иллюстрируют, например, фрегаты проекта 1154, перспективные боевые корабли проекта 22350.

Советский эсминец проекта 956 (тип «Современный») «Безупречный»

Единственными кораблями, которые с момента закладки на стапеле классифицировались как эскадренные миноносцы стали строившиеся с 1981 г. эсминцев проекта 956 типа «Сарыч»(также известен как тип «Современный»). Основным назначением их считается борьба с надводными силами и поддержка десанта, и лишь затем противовоздушная и противолодочная оборона.

Эсминцы проектов 956/956А («Современный») имеются в российском (7 единиц на 2008 г.) и китайском (2 единицы + 2 заказаны в России) флотах. Это большие многоцелевые ракетные корабли, вооружённые 8 пусковыми установками противокорабельных ракет «Москит », зенитно-ракетным комплексом «Ураган» (48 ракет), 2 спаренными автоматическими артустановками калибра 130 мм, двуми спаренными торпедными аппаратами, противолодочными реактивными бомбометами РБУ-6000. Зенитные ракеты способны атаковать и наземные цели, орудия и торпеды предназначены для использования против подводных лодок и кораблей на небольшой дистанции. Имеется вертолётная площадка. Стандартное водоизмещение составляет 6500 т.

Новейшие корабли Индийского флота - эсминцы типа «Дели». Корабли вооружены противокорабельными ракетами Kh-35 («Уран»), имеющими дальность 130 км. Вскоре эти ракеты будут заменены на ракеты Brahmos . Для ПВО используются российский зенитно-ракетный комплекс «Штиль » и израильский комплекс Barak . Для борьбы с подводными лодками используются российские противолодочные реактивные бомбометы РБУ-6000. Также имеется 5 торпедных направляющих для 533-мм торпед. Способны нести два вертолёта Sea King . Корабли проекта «Дели» планируется заменить кораблями проекта «Колката», первый из которых уже был построен в марте 2006 г.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.