Декларация первой конференции оон окружающей среде. Международные конференции по окружающей среде. Появление термина «sustainable development», переведенного на русский язык как « устойчивое развитие»

В истории развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды можно выделить следующие этапы.

1. В 1968 г. по инициативе одного из экономических директоров компании«Фиат» А. Печчеи группой ученых и общественных деятелей был создан Римский клуб – международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития мирового сообщества и пропаганду идеи о необходимости гармонизации отношений человека и природы . Ее члены поставили своей целью построить прогнозы близкого будущего; привлечь внимание широкой общественности и правительственных организаций разных стран к наиболее острым глобальным проблемам – неконтролируемому росту населения и непрерывному уменьшению естественных ресурсов планеты; представить мировому сообществу доводы о необходимости мер по предотвращению глобального эколого-экономического кризиса. Впервые на основе компьютерного системного анализа они попытались создать математические модели глобального динамического единства экономических, технических, социальных и экологических систем.

Ряду выдающихся ученых того времени была заказана серия «Докладов Римскому клубу». Полученные результаты прогнозирования перспектив развития мирового сообщества по компьютерным моделям были опубликованы и обсуждались во всем мире.

В 1972 г. профессор Д. Медоуз издал первый доклад «Пределы роста», в котором был сделан следующий вывод: при сохранении современных темпов роста населения и экономического развития в ближайшее столетие произойдет истощение природных ресурсов и ухудшение качества окружающей среды, что приведет к гибели людей и сокращению объемов производства. В середине 21 в. наступит глобальная экологическая катастрофа. Поэтому необходима безотлагательная разработка практических мер по поддержанию устойчивости мировой системы.

Таким образом, благодаря деятельности Римского клуба человечество получило возможность оценить создавшуюся экологическую ситуацию и предпринять определенные действия на пути к устойчивому развитию.

2. Первая Всемирная конференция по окружающей среде состоялась в Стокгольме в 1972 г. В ней участвовали представители 113 государств. На этой конференции впервые было сформулировано понятие экоразвития как экологически ориентированного социально-экономического развития, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем. По итогам работы конференции была принята декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды. Декларация содержала 26 основных принципов охраны окружающей человека среды.

3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. (Риоде-Жанейро) считается крупнейшим экологическим форумом в истории человечества: в ней участвовали 179 глав государств и правительств мирового сообщества, представители 1600 неправительственных организаций.

Конференция приняла несколько важных документов, среди них:

Декларация Рио об окружающей среде и развитию . Ее 27 принципов определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей;

Повестка дня на XXI век – всемирная программа действий, содержащая перечень мер по обеспечению устойчивого развития в различных областях человеческой деятельности: в политике, экономике, регулировании народонаселения, здравоохранении, рациональном использовании природных ресурсов, законодательстве, науке, просвещении;

Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов;

Рамочная конвенция по проблеме изменения климата (РКИК) , цель которой – добиться стабилизации концентрации газов, вызывающих парниковый эффект, на таком уровне, который не вызовет опасного дисбаланса в мировой климатической системе. Выдвинутые РКИК цели и задачи стали впоследствии предметом регулярных международных конференций. Самой важной оказалась Третья конференция по РКИК в Киото (Япония, 1997 г.), где был подписан Киотский протокол . Этот документ является уточняющим и детализирующим реализацию Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Из Киотского протокола следует, что промышленно развитые страны и государства с переходной экономикой берут на себя обязательства, обеспечивающие совокупное сокращение уровня выбросов парниковых газов (преимущественно СО 2) в 2008 – 2012 гг. на 5 % по отношению к уровню их выбросов в 1990 г. Предполагается, что уровень сокращения выбросов парниковых газов будет не одинаков для разных стран: для более развитых стран он будет выше. Для каждой из стран – участниц протокола устанавливаются ограничения для выбросов в абсолютной величине в форме квот. Предусматриваются экономические механизмы, позволяющие сокращать выбросы (торговля квотами на выбросы парниковых газов);

Конвенция по биологическому разнообразию, которая требует от всех стран принятия мер по сохранению разнообразия живых организмов.

Одним из важнейших итогов Конференции ООН 1992 г. было принятие Концепции устойчивого развития . В ее основу положено осознание факта неразрывной связи социально-экономического развития и окружающей среды. Согласно определению, данному Международной комиссией ООН по окружающей среде, устойчивое развитие – такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Иными словами, устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградации окружающей среды. В документах Рио-92 подчеркивается, что устойчивое развитие охватывает несколько аспектов:

Создание условий гармонии человека и природы, обеспечение полноценной жизнедеятельности человека;

Рассмотрение охраны природы как составной части процесса развития цивилизации;

Сокращение разрыва в уровнях жизни между развитыми и

развивающимися странами;

Балансирование между удовлетворением потребностей социума и сохранением природной среды как для настоящих, так и для будущих поколений.

4. Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио+10»

(Йоханнесбург, 2002 г.). На саммите, в котором приняло участие более 190 глав государств мирового сообщества, были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути к устойчивому развитию и сделаны следующие выводы.

1. Усилия, предпринимаемые мировым сообществом для стабилизацииэкологической ситуации и выхода цивилизации на уровень устойчивого развития, не привели к желаемым результатам. Не удалось существенно повысить качество жизни человека и остановить опасные изменения естественных экосистем.

2. Причины, ограничивающие движение социума в направленииустойчивого развития, следующие:

Отсутствие эффективного механизма управления;

Ограниченность финансирования;

Трудности координации мировых и национальных усилий в реализации стратегии устойчивого развития;

Возрастающий разрыв в масштабах производства и потребления в развитых и развивающихся странах.

Дискуссии на «Рио+10» показали, что, с одной стороны, реализация на мировом уровне модели устойчивого развития цивилизации оказывается не такой простой задачей, как казалось в начале 1990-х гг. С другой стороны, именно со стратегией устойчивого развития связываются позитивные перспективы цивилизации. В широком смысле устойчивое развитие понимается как процесс, соответствующий новому типу функционирования цивилизации с экономическими, социальными, экологическими и культурными параметрами, радикально отличающимися от сложившихся исторически, т.е. ставится задача управления не только природно-ресурсным потенциалом, но и всей совокупностью природно-социокультурного богатства. По существу, речь идет о пути достижения гармонии общества и природы – эпохе ноосферы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие формы международного сотрудничества в области охраныокружающей среды вам известны?

2. Перечислите основные специализированные международныеорганизации по охране окружающей среды, существующие при ООН.

3. Перечислите основные направления деятельности ЮНЕП. В чемособенности таких организаций, как ВОЗ, ФАО, ВМО?

4. Приведите примеры глобальных и региональных природоохранительных международных договоров по охране окружающей среды.

5. С какой целью был создан Римский клуб? Каковы главные итогидеятельности этой организации?

6. Что такое экоразвитие? Когда впервые было введено это понятие?

7. Какие документы были приняты на конференции в Рио-де Жанейро?

8. Что означает понятие «устойчивое развитие»? В чем его особенности?

9. Перечислите основные итоги Всемирного саммита по устойчивомуразвитию «Рио+10».

10. О чем говорится в Киотском протоколе?

Заключение

Сформировавшаяся к концу 20 в. техногенная цивилизация, ориентированная на количественный рост показателей развития, подошла к своим критическим рубежам. Обозначились и продолжают интенсивно углубляться глобальные проблемы, которые принято называть экологическими: неуправляемый рост населения планеты, мощное антропогенное воздействие на биосферу, истребление природных ресурсов, сокращение биоразнообразия, загрязнение окружающей среды, угроза здоровью человека – вот неполный круг проблем, от разрешения которых зависит жизнь и судьба человечества в третьем тысячелетии. С одной стороны, деятельность человека, обеспечивающая развитие современной цивилизации, привела к деградации природы. С другой – человечество обладает неисчерпаемым интеллектуальным и технологическим потенциалом для решения глобальных проблем. Надежды на их преодоление общество усматривает в переходе к новым цивилизационным моделям, основу которых составляют коэволюционная стратегия – стратегия осуществления взаимосвязанного, устойчивого (неразрушимого) развития природы, общества, культуры и сознания человечества, новое цивилизационное мышление, ориентированное на формирование новой социальной идеологии, способной изменить менталитет общества.

Главная идея концепции устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимосвязанного социально-экономического и экологического развития. Эта идея следует из осознания того, что проблемы природной среды должны рассматриваться в единстве с социальноэкономическими процессами. Только в этом случае возможно обеспечить право людей на здоровую и качественную жизнь, уменьшить разрыв в уровне жизни народов мира, развивающихся и развитых стран. Устойчивое развитие несовместимо с искусственной иерархией мирового сообщества, организованной на чисто потребительских принципах. Благополучному существованию одних регионов за счет природных ресурсов других рано или поздно придет конец. Чтобы обеспечить устойчивое будущее, потребуется изменить мировую экономику, структуру потребления, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Становится все более очевидным, что природа требует от нас не только и не столько технических, сколько социальных новаций. Нужна не просто иная технология, а иная организация социальной жизни, иная культура, не сводимая исключительно к экономическому интересу, к неконтролируемому росту потребления материальных ресурсов и ценностей.

В контексте современных проблем цивилизации одной из стратегических задач системы образования является формирование личности с высоким уровнем общей и экологической культуры, ориентированной на непрерывное саморазвитие и приоритет общечеловеческих ценностей, способной обеспечить своей деятельностью условия перехода своей страны и всего мирового сообщества к устойчивому развитию. Совершенствование человека, его интеллект, гуманизм, нравственность выступают важнейшими компонентами в системе экологического образования и воспитания. Экологическая культура как интегративное личностное качество, характеризующее поведение и деятельность человека в социоприродной среде, основана не только на научной системе знаний в области экологии, но и на гуманистическом мироощущении, чувстве высокой ответственности за окружающую природную среду и любви к природе. Уровень экологической культуры определяет убеждения, принципы деятельности и потребления человека, его нормы поведения по отношению к окружающей природной среде, профессиональную деятельность и быт.

Способность обеспечить устойчивое развитие, при котором проблемы сегодняшнего дня решаются без ущерба для интересов будущих поколений, определяется технической, экономической, экологической и социальной грамотностью выпускников высших учебных заведений. От их знаний, умений и уровня экологической культуры зависит возможность решения экологических проблем, улучшения качества окружающей среды и сохранения природных богатств.

«Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя»

В 1972 году в Стокгольме была проведена Первая Всемирная конференция по окружающей среде. В ней участвовали представители 113 государств. В ходе конференции было впервые сформулировано понятиеэкоразвития – экологически ориентированного социально-экономического развития, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем. Прежде чем были сформулированы практические принципы экоразвития, были проведены исследования и разработка по нескольким направлениям:

1) Обобщение информации о тенденциях мировой динамики, составление прогнозов развития и сценариев эколого-экономических ситуаций при различных вариантах экономического роста и экономической специализации.

2) Естественнонаучное прогнозирование состояния биосферы, крупных региональных природных комплексов и изменений климата под влиянием техногенных воздействий.

3) Изучение возможностей экологической ориентации и регламентации использования природных ресурсов и качественной экологизации производства для уменьшения антропогенного давления на окружающую среду.

4) Организация международного сотрудничества и координация усилий в области решения региональных и национальных задач экоразвития и управления природопользованием.

Это потребовало создания специальной структуры - Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В первоначальные задачи ЮНЕП входила разработка рекомендаций по наиболее острым проблемам наступающего экологического кризиса - опустыниванию, деградации почв, сокращению запасов пресной воды, загрязнению океана, вырубке лесов, утрате ценных видов животных и растений. ЮНЕП использовала опыт программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и продолжала тесное сотрудничество с ней.

В 1983 г. по инициативе Генерального Секретаря ООН была создана Международная Комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). Эта организация была призвана вскрыть проблемы, объединяющие экологическую и социально-экономическую озабоченность людей в разных регионах мира, прежде всего развивающихся стран. В 1987 г. был опубликован отчет МКОСР под названием «Наше общее будущее». В этом документе четко показана невозможность ставить и решать крупные экологические проблемы вне их связи с социальными, экономическими и политическими проблемами. Комиссия заявила, что экономика должна удовлетворять нужду людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. Прозвучал призыв к новой эре экономического развития, безопасного для окружающей среды.

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92). В ней приняли участие главы, члены правительств и эксперты 179 государств, а также представители многих неправительственных организаций, научных и деловых кругов.


Ко времени открытия КОСР-92 стало очевидным, что возросшая демократичность мира, открытость границ и информированность масс находятся в остром противоречии с экономическим неравенством людей и стран, их участием в использовании ресурсов планеты.

Поэтому в качестве центральных идей КОСР-92 постулировала:

· Неизбежность компромиссов и жертв, особенно со стороны развитых стран, на пути к более справедливому миру и устойчивому развитию;

· Невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны;

· Необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого долговременного развития;

· Требование ко всем слоям общества во всех странах осознать безусловную необходимость такого перехода и всячески ему способствовать.

Декларация Рио-92 призывает все государства принять ответственность за все формы деятельности, наносящие ущерб окружающей среде в других странах, информировать другие страны о потенциально возможных и совершившихся техногенных и природных катастрофах, наращивать эффективность природоохранного законодательства, не допускать перенесения на территорию других государств источников экологической опасности.

Параллельно с работой КОСР-92 в Рио-де-Жанейро проходил Глобальный Форум представителей неправительственных организаций . Он привлек около 17 тыс. участников из 165 стран и 7650 национальных и международных организаций. К его началу были сформулированы примечательные идейные установки:

· Экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению Земли в пустыню;

· Экология без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость;

· Равенство без Экономического развития - это нищета для всех;

· Экология без права на действия становится частью системы порабощения;

· Право на действия без экологии открывает путь к коллективному и равно касающемуся всех самоуничтожению;

Резкая категоричность этих постулатов отразила известный экстремизм широких общественных кругов, озабоченных статус-кво в экологии. Они стали как бы итогом идейного вооружения многочисленных общественных экологических организаций, партий «зеленых» в разных странах мира и международных организаций, таких, как «Гринпис», «Зеленый крест» и др. Их программы предусматривают не только экологическую пропаганду, общественный экологический контроль и реализацию права на действия, но и политическое давление на правительства с целью активизации и расширения масштабов природоохранной деятельности.

Во второй половине 20 века прошли Международные конференции, которые сыграли заметную роль в осознании человечеством серьезности экологических проблем:
· Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г .
Она стала поворотным пунктом в экологической политике государств и международного сообщества. Она состоялась в г. Стокгольме 5-16 июня 1972 г. и приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.
Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды в настоящее время и на перспективу. Среди этих принципов следует отметить главные:
· право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;
· сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;
· экономическое и социальное развитие, имеющее решающее значение для улучшения окружающей среды (в отличие от теории ограничения роста, требующей остановить развитие для сохранения качества среды);
· суверенность прав государств на разработку собствен природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;
· необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества;
· избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды;
5 июня провозглашено Всемирным днем окружающей среды.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе проходило в г. Хельсинки в августе 1975 г. с участием всех европейских стран, США и Канады (за исключением Албании). Совещание приняло Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были вопросы экологической безопасности.

Окружающей среде посвящен пятый раздел Заключительного акта. В нем определяются цели, области, формы и методы экологического сотрудничества государств. В частности, международное экологическое сотрудничество имеет такие области сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды, охрана почвы, заповедников, окружающей среды в городах, намечены фундаментальные исследования по экологии. В числе форм и методов такого сотрудничества предлагались: обмен информацией, организация конференций, обмен научными работниками, совместные разработки проблем охраны окружающей среды.

В плане реализации хельсинских решений странами- участниками впоследствии было принято несколько документов по предотвращению загрязнения окружающей среды. В частности, Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (1979 г.) и Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), ряд других документов. Организация выполнения обязательств, вытекающих из решений этих конвенций, возлагается на Минприроды России. Функции по оповещению об аварии и действия по ликвидации последствий промышленных аварий возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и ЧС РФ.

· Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3-14 июня 1992 г, Рио-де-Жанейро) Организованная для подведения итогов двадцатилетней охраны окружающей среды после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Конференция собрала около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира.
Основные решения ее: Декларация, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и развития;
· Повестка дня на XXI век, представляющая собой обширную программу действий на предстоящее столетие;
· Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон; Конвенция по климату; Конвенция об охране биологического разнообразии.
Решено было образовать Комиссию ООН по окружающей среде и развитию для разработки проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам.

Декларация Рио по окружающей среде и развитию содержит основные принципы экологически корректного поведения мирового сообщества и государств на современном этапе. С точки зрения ООН и участников Конференции, основанная на этих принципах национальная внутренняя и внешняя экологическая политика государства будет способствовать обеспечению национального и международного экологического порядка.

В Декларации Рио определяются цели, для которых эти принципы провозглашаются. Основные из них - налаживание нового и равноправного сотрудничества в масштабах всего мира путем установления новых уровней сотрудничества между государствами и народами; определение перспектив развития международного права окружающей среды; развитие национального законодательства в области окружающей среды и установление мер, которые могут быть наиболее полезными для поддержания благоприятного состояния окружающей среды и ее восстановления.
С учетом общепризнанности принципов, содержащихся в Декларации Рио, они являются источниками природоохранной деятельности правительств различных государств, и их выполнение в процессе национальной и международной природоохранной деятельности может служить критерием оценки правильности и обоснованности такой деятельности. Основываясь на решениях Конференции в Рио Президентом России 1 апреля 1996 г. был подписан Указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» В июне 1997 г. в Нью- Йорке состоялась очередная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и развитию, посвященная обсуждению итогов 5- летнего периода по становлению устойчивого развития человечества (5 лет после Рио).
Международные природоохранительные организации

Охраной окружающей среды занимаются все известные виды международных организаций - специализированные учреждения и органы ООН, межправительственные организации, международные неправительственные организации (рисунок 7.1).

· природоохранительного направления (ЮНЕП, МСОП), комплексного природоохранительного профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО), специального природоохранительного профиля (охрана перелетных птиц, рыбных запасов, международных рек и т. п.)
Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных Наций, (ООН), ее специализированным учреждениям. Защита окружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Ее цель и задача - в оказании содействия разрешению международных проблем в области экономической, социальной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизни населения, соблюдения прав человека.

Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направления экологической политики международного сообщества, разрабатывает принципы взаимоотношений государств по охране окружающей среды, принимает решения о проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей среды, разрабатывает проекты международных конвенций, рекомендации по охране окружающей среды, создаёт новые природоохранительные органы, способствует развитию многостороннего и двухстороннего сотрудничества государств с целью защиты окружающей среды.

Природоохранительная деятельность ООН осуществляется непосредственно либо через ее главные и вспомогательные органы или систему специализированных учреждений. Одним главных органов ООН является Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют функциональные и региональные комиссии и комитеты.

Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими и социальными вопросами занимаются экологическими проблемами. Вместе с тем система ООН имеет специальный центральный орган, который занимается исключительно охраной окружающей среды:

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 г. в соответствии с рекомендациями Стокгольмской конференции 1972 г. ЮНЕП имеет Совет управляющих, куда входят представители государств, Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды. Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы семь направлений:

1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;

2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

3) океаны;

4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

5) энергия;

6) образование, профессиональная подготовка;

7) торговля, экономика, технология.

По мере развития деятельности организации число приоритетных направлений может возрастать. В частности, в число приоритетных направлений уже выдвигаются проблемы унификации международного и внутреннего экологического законодательства. В решении этих проблем ЮНЕП выступает, как правило, совместно с другими международными природоохранительными организациями. Например, при подготовке и проведении двух международных конференций по образованию в области окружающей среды в Тбилиси в 1977 и 1987 г. г ЮНЕП активно сотрудничал с ЮНЕСКО.

По степени экологической близости к ЮНЕП как центральному органу охраны окружающей среды стоит еще одна организация ООН (ЮНЕСКО).

Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию, (ЮНЕСКО) образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже. Природоохранительную деятельность она осуществляет по нескольким направлениям:
a) руководство экологическими программами, в которых занято свыше 100 государств. Среди программ долгосрочная, межправительственная и междисциплинарная программа «Человек и биосфера» (МАБ), Международная программа по образованию в области окружающей среды, Международная гидрологическая программа и т. д.;
б) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию;
в) оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов- экологов, так под эгидой ЮНЕСКО в Алтайском государственном техническом университете открыта Международная кафедра ЮНЕСКО «Экологическое образование в Сибири».

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) – учрежден в 1948 г. Это неправительственная организация, представляет свыше 100 стран, неправительственных организаций и международных правительственных организаций (всего свыше 500 членов). От России членом МСОП являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Всероссийское общество охраны природы

Основная задача в деятельности МСОП состоит в развитии международного сотрудничества государств, национальных международных организаций, отдельных граждан в области:
а) сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;
б) сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;
в) организации заповедников, резерватов, национальных природных парков;
г) экологического просвещения.

При содействии МСОП проводятся международные конференции по охране природы, разрабатываются проекты международных конвенций по охране памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа «Всемирная стратегия охраны природы».

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) образована в 1946. г. Она занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой. ВОЗ осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды, обобщает данные о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды, проводит санитарно-гигиеническую экспертизу окружающей среды и дает оценку ее качества. В связи с этим ВОЗ изучает проблемы оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в международных программах по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В своей деятельности консолидируется с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и др.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) , которое было образовано в 1957 г. для выполнения программы обеспечение ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает Правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействия атомных материалов на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение. Не подчинение отдельных государств этим требованиям, как показывает мировой опыт, может вызвать применение по решению Совета Безопасности ООН экономических санкций со стороны мирового сообщества.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация Объединенных Наций (ФАО) образована в 1945 г. Сфера ее деятельности - сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы. В связи с этим она занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана. ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря инициативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в разработке многих экологических программ, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

Международная морская организация (ИМО) создана и действует в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения; принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. В состав ИМО входит Комитет защиты морской среды. В настоящее время ИМО является одной из представительных международных организаций, в рамках которой разрабатываются и согласовываются основные принципы международной политики по защите морской среды.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) создана в 1947 г. Ее задача: изучение и обобщение степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Она действует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Работу системы координирует ЮНЕП. Наряду с ВМО в ГСМОС входят ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.

Система ГСМОС имеет пять действующих программ: мониторинга состояния атмосферы; переноса загрязняющих веществ на большие расстояния; программы здоровья человека, Мирового океана, возобновляемых ресурсов суши. Помимо названных ведущих международных организаций природоохранительного профиля в мировом сообществе функционируют многочисленные международные структуры, занимающиеся одной или несколькими специальными экологическими проблемами. Например, Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ) создан как часть ЮНЕП. Его задача- изучение и распространение информации о токсичных химических веществах, включая инсектициды и гербициды, и их воздействии на человека и окружающую среду. В базе данных МРПТХВ содержится информация о более чем 600 химических веществах, распространенных во всем мире. Это число продолжает расти.

Бюро ООН по оказанию помощи на случаи стихийных бедствий (ЮНДРО) призвано мобилизовывать и координировать помощь по оказанию различными государствами и организациями странам, которых постигло стихийное бедствие. Бюро собирает и обрабатывает информацию о стихийных бедствиях, разрабатывает меры по предотвращению нанесенного ущерба.

В числе региональных комиссий ЭКОСОС заслуживает внимания, прежде всего работа Европейской экономической комиссии (ЕЭК) . В ее составе специальный орган по окружающей среде из старших советников стран ЕЭК. Этот орган координирует экологическую деятельность комитетов ЕЭК, предварительно рассматривает вопросы охраны окружающей среды на своих заседаниях и разрабатывает рекомендации сессии ЕЭК. Приоритетными экологическими проблемами ЕЭК является внедрение малоотходных и безотходных технологий, оценка воздействия на окружающую среду, охрана экосистем, животного мира суши, борьба с трансграничным загрязнением и т. д.

Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольмская конференция) состоялась 5-16 июня 1972 года. На этом международном форуме впервые обсуждалась концепция устойчивого развития, которая в настоящее время является наиболее популярной концепцией развития человечества. На конференции была создана Стокгольмская декларация, установившая 26 принципов сохранения окружающей среды.

На конференции 1972 года было признано права человека на «свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде». Также был принят план действий из 109 пунктов, реализацией которого занялась предложенная на конференции организация ООН -- Программа ООН по Окружающей Среде (ЮНЕП, создана в декабре 1972 года). Также были создан Фонд окружающей среды. В честь конференции был установлен Всемирный день окружающей среды - 5 июня.

Конференция привлекла значительно внимание к проблеме защиты окружающей среды. Например, в период 1971-1975 годов в странах ОЭСР были приняты 31 закон в области охраны среды. За десять лет после конференции было создано около ста министерств охраны окружающей среды.

Развитием Стокгольмской декларации стала декларация Рио, принятая в 1992 году на «Саммите Земли (англ.) русск.». Через 20 лет после принятия декларации Рио была проведена крупная конференция ООН по устойчивому развитию "Рио+20"(июнь 2012 года).

Появление термина «sustainable development» , переведенного на русский язык как « устойчивое развитие»

Устомйчивое развимтие (англ.sustainable development) -- это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности иинституциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей

Разные авторы уже не раз отмечали неточность русского перевода зарубежного выражения (англ.sustainable development, dйveloppement durable, нем.nachhaltige Entwicklung). Действительно, определение термина «устойчивое развитие» означает просто устойчивый, постоянный рост. В то же время в европейских языках перевод следующих слов даётся так:

англ.sustainable- устойчивый, жизнеспособный; экологически рациональный, обеспечивающий учёт будущих потребностей

development-- развитие, рост, совершенствование, эволюция, изложение, раскрытие, результат, предприятие, обрабатываемый участок земли, разработка, производство;

development-- развитие;

durable-- прочный, долговременный, длительный, длительного пользования, долговечный, надежный;

nachhaltige-- устойчивый;

Entwicklung-- развитие, проявление, разработка, создание, конструкция, развертывание, изменение, конструирование, модернизация, проект, проектирование.

В данном контексте этот перевод должен иметь более узкий смысл. Это-- развитие «продолжающееся» («самодостаточное»), то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении.

Устойчивое развитие модели использования ресурсов, которая направлена на удовлетворение потребностей человека при сохранении окружающей среды, с тем что эти потребности могут быть удовлетворены не только для настоящего, но и для будущих поколений. Комиссия Брундтланд придумала этот термин, это стало наиболее часто цитируемое определение устойчивого развития как развития, что «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Комиссия Брундтланд, официально-- Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (WCED), известная по имени председателя Гру Харлем Брундтланд, была созвана ООН в 1983 году. Комиссия была создана в результате растущей озабоченности «по поводу быстрого ухудшения состояния окружающей среды, человека и природных ресурсов, и последствий ухудшения экономического и социального развития». При создании комиссии Генеральная Ассамблея ООН признала, что экологические проблемы носят глобальный характер и определяют, что это отвечает общим интересам всех стран по разработке политики для устойчивого развития.

Ещё в 1970-е годы «устойчивость» используется для описания экономики «в равновесии с основными экологическими системами поддержки». Экологи указывают на «пределы роста», и представляют в качестве альтернативы «устойчивое состояние экономики» в целях решения экологических проблем.

«Пределы роста»-- книга моделирования последствий быстрого роста населения земного шара и конечной поставки ресурсов, изданная по заказу Римского клуба. В книге предпринята попытка моделирования последствий взаимодействия Земли и человека, представлены некоторые проблемы и предсказания преподобного Томаса Роберта Мальтуса в «Эссе о законе народонаселения» (1798). В первоначальной модели были рассмотрены пять переменных в предположении, что экспоненциальный рост точно описал свои модели роста, и что способность технологий для повышения доступности ресурсов растет только линейно. Эти переменные: мировое население, индустриализация, загрязнения окружающей среды, производство продовольствия и истощение ресурсов. Авторы планировали рассмотреть возможность устойчивого обратного шаблона, который может быть достигнут путем изменения тенденции роста среди пяти переменных. Последний обновленный вариант был опубликован 1 июня 2004 года под названием «Пределы роста: 30-лет». Донелла Луга, Жорден Рандерс, и Деннис Медоус обновили и расширили первоначальную версию. В 2008 году Грэм Тернер на уровне Содружества по научным и промышленным исследованиям (CSIRO) в Австралии опубликовала статью под названием «Сравнение „Пределов роста“ с тридцатилетней реальностью». В нём рассматриваются последние 30 лет реальности и предсказаний, сделанных в 1972, и обнаружено, что изменения в области промышленного производства, производства продуктов питания и загрязнения окружающей среды соответствуют предсказаниям книги экономического и социального краха в двадцать первом веке.

В модели роста Солоу (назван в честь Роберта Солоу), стационарное состояние является в долгосрочной перспективе результатом модели. Термин обычно относится к национальной экономике, но могут применяться для экономики города, региона или всей планеты.

Согласно рассуждениям академика Н. Н. Моисеева, смысл идеи выражает термин «коэволюция человека и биосферы», что является почти синонимом «ноосферы» В. И. Вернадского (см. Н. Н. Моисеев «Алгоритмы развития», М.: "Наука", 1987). С такой точки зрения более точным переводом «sustainable development» может быть «совместное развитие».

В Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.) встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Бесспорно это был самый впечатляющий форум по экологии в XX в.

Открывая конференцию, Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали отметил: «Никогда ранее в истории так много не зависело для вас самих, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете».

На конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Повестка дня - XXI в.; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.

Перечислим кратко сущность важнейших решений, принятых на данной конференции:

1. Забота о людях должно занимать центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

2. Все государства мира имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и полностью несут ответственность за ущерб окружающей среде.

3. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

4. Защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития человеческого общества.

5. Все государства и все народы должны сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности.

6. Необходимо содействовать развитию развивающихся стран.

7. Все государства должны сотрудничать в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

8. Необходимо ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и следует поощрять соответствующую демографическую политику.

9. Экологические вопросы должны решаться наиболее эффективным образом. При этом каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды.

11. Государства должны принимать эффективные законодательные акты в области окружающей среды.

12. Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах.

13. Все государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба.

14. Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.

15. В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности.

15. Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Именно поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития.

16. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

17. Государства должны решать все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

18. Государствам и народам необходимо сотрудничать в духе доброй воли и партнерства в выполнении принятых принципов и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

Таким образом, важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип 4), «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» (принцип 25). В основу разработки экологической стратегии государством мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.

На Конференции было подчеркнуто, что устойчивому развитию, под которым понимается одновременное решение проблем экономического развития и экологии, нет разумной альтернативы.

Подводя итоги конференции, генеральный секретарь оргкомитета М. Стронг (Канада) подчеркнул беспрецендентный масштаб и значимость этого события. «Мир после конференции должен стать другим, - заявил он. - Другими должны стать дипломатия и система международных отношений ООН, а также правительства, принявшие на себя обязательства продвигаться к устойчивому развитию». Для человеческой популяции среда обитания - вся биосфера, которая представляет единую и целостную систему, поэтому успешное

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среде, Стокгольм, 5-16 июня 1972 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.73. II. А. 14), глава 1.

    Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. –Ростов-на-Дону, 2001.

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТРУКТУРА ЗАКОНА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА БЕНЗОПЕРЕН. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПОНЯТИЕ О КАНЦЕРОГЕННЫХ ВЕЩЕСТВАХ. КАНЦЕРОГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.