Теория оперантного научения Скиннера.

Теория оперантного научения Скиннера.

Суть теории Скиннера состоит в том, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение, нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии.

Респондентное и операндное поведение.

Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Тип поведения, который предполагает, что организм активно воздействует на окружение, с целью изменить события каким-то образом, Скиннер определил как оперантное поведение.

Позитивное и негативное поведение.

Режим подкрепления – это правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Самым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного научения, когда организм учится производить правильную реакцию.

Подкрепление позитивное негативное
предъявление положительного стимула удаление аверсивного стимула
Наказание предъявление аверсивного стимула удаление положительного стимула

Последовательное приближение.

Скиннер придумал методику, при котором психологи могли эффективно и быстро уменьшить время, требуемое для обуславливания почти любого поведения в том наборе, которым располагает человек. Эта методика, названная методом успешного поведения или формированием поведения, состоит из подкрепления поведения наиболее близкого к желаемому оперантному поведению. К этому приближается шаг за шагом и поэтому одна реакция подкрепляется, а затем подменяется другой, более близкой к желаемому результату. Скиннер также установил, что процесс формирования поведения обуславливает развитие устной речи. Он не считал необходимым рассматривать внутренние силы или мативационное состояние человека в качестве фактора поведения, скорее он сосредотачивался на взаимоотношениях между определенными явлениями окружения и открытым поведением. Моделирование – это форма научения посредством наблюдения чьей-то модели желаемой или правильной реакции.