Структура личности.

Структура личности.

  1. 1.               Индивид. Индивидуальность. Личность.

Существует около 50 определений личности. Личность – конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Индивид – представитель определенного вида. Индивидуальность – своеобразие человека как индивида и личности. Личность – это человек как носитель сознания. В индивидуальности выделяют биологическое и социальное. Свойства нервной системы присущие как животным так и человеку. На базе этих свойств формируется темперамент; специфические человеческие свойства нервной системы. На их базе формируются способности.

К биологическим относятся способности. Социальные: интересы, склонности, интраверсия или экстраверсия, целеустремленность, различные виды взаимоотношений.

  1. 2.   Структура личности по К.К. Платонову.

Человек у Платонова связан с природой и обществом и следовательно выступает в двух основных качествах: организма и личности. И в том и в другом отдельно взятом качестве человек является индивидом, т.е. индивидом рождаются. Личность – это человек как носитель сознания. Для понимания структуры личности необходимо исходить от понятия отражения. Выделяют:

1) физическое отражение, оно свойственно в той или иной мере всему миру, например, следы от снега;

2) биологическое отражение – это форма отражения присущая только живой природе;

3) психическое отражение – присуще только животным и человеку и имеет ряд форм:

  • 1)   эмоциональное и мнемоническое (память) – присущи животным и человеку;
  • 2)   образное – у позвоночных;
  • 3)   сознание – у человека.

Формы отражения:

1)   простейшая форма эмоционального отражения – эта форма свойственна всем животным и наиболее рано проявляется в филогенезе и онтогенезе, т.е. это эмоции. Эта форма отражения не дает ещё образования познания внешнего мира, а только проявляется в простейших переживаниях. Результат такой формы отражения – безотчётный страх. Эта форма отражения не дает представления о внешнем мире, отражая лишь объективное отношение к биологическим потребностям человека.

2)   Ощущение

3)   Мышление – от его самых простейших форм до понятий и сложных форм (только у человека).

4)   Восприятие

5)   Чувства. Обобщают эмоциональное отражение и мышление причем только у человека. Если в эмоциях отражаются объективное отношение реального мира человека, то в чувствах отражается объективное отношение человека как личности с реальным миром.

6)   Воля. Именно благодаря у человека в сознании наличие волевой подструктуры он не только отражает мир, но и творит его.

7)   Память.

Проблема отражения является только исходным понятием для определения подструктуры личности. Личность – это человек как носитель сознания, но это не означает, что структура личности совпадает со структурой сознания. Переход от структуры сознания к структуре личности является система трех категорий психических явлений: процесс, состояние, свойство.

Структура личности по Платонову: Платонов считает, что основными элементами в структуре личности являются свойства. Понятие личности как структуры невозможно без ее иерархии.

1. направленность (относится к социальному; осуществляется через  воспитание)

2. социальный опыт (относится к социальному; осуществляется через  обучение; связано со 1-м)

3.индивидуальные особенности психических процессов (относится к социальному и к чуть-чуть к биологическому; осуществляется через  тренировки)

4. биологически обусловленная подструктура (связано с 3-м)

 

(4) тип нервной системы: темперамент, пол возраст, конституция тела (телосложение). Для развития свойств этой подструктуры необходима нагрузка на подвижные нервные процессы. Для этого необходимо повторение этой нагрузки.

(3) особенности психических процессов как форм отражения (память, внимание, ощущение). Формирование путем повторения, но одного повторения для формирования свойств личности не входящих в эту подструктуру не достаточно. Чем сложнее Фома отражения, тем отчетливее для ее формирования выступает необходимость образовывать связи как учета эффекта совершаемого действия. Повторение действия с учетом его результата является сущностью упражнений. Упражнения необходимы и достаточны для формирования этой подструктуры.

(2) Знание, умение, навыки (ЗУН). Для формирования ЗУН входящих в эту подструктуру, упражнения, а следовательно и повторения необходимы, но не достаточны. Они должны быть дополнены связями усеваемого с уже усвоенным. Это уже научение, которое необходимо и достаточно для формирования свойств в этой подструктуре.

(1) для формирования свойств личности (потребности, интересы, идеалы, убеждения, отношения, характер) научение, а, следовательно, и повторение необходимы. Научение здесь должно быть дополнено связями усеваемого в процессе научения с уже имеющимися свойствами личности, определяющими ее направленность. В этом сущность воспитания, которое тем эффективнее чем более высокими по иерархии формами направленности связываются усеваемые в процессе научения навыки. Воспитание не только необходимо, но и достаточно для формирования высших свойств личности, определяющих ее моральный облик, отношения, мотивы и т.д., т.е. всего того, что входит в первую подструктуру.

3. Направленность личности.

Несмотря на различие трактовок личности существующих в отечественной психологии во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.

Направленность личностиэто совокупность устойчивых мотивов ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Мотивэто отражение потребности в поведении.

Потребностьсостояние организма личности человека, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условия их существования и развития.

Мотивы могут быть в большей или меньшей степени осознаны или вообще не осознаваемы.

Направленность личности всегда социально обусловлена. Направленность личности – это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связных иерархичных форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Все формы направленности личности вместе с тем является мотивами их деятельности.

Влечениеэто наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желаниеэто осознаваемая потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

Стремлениевозникает при включении в структуру желания волевого компонента.

Интереспознавательная форма направленности на предметы.

Склонностьпри включении в интерес волевого компонента он становится склонностью.

Конкретизация в образе или представлении конкретную цель склонности есть идеал.

Мировоззрениеэто система философских, эстетических, этических, естественно научных и других взглядов на окружающий мир.

Убеждениеэто высшая форма направленности, представляющая собой систему мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствие со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Так же в направленности личности выделяют ценностные ориентации. В основе всех ценностных ориентаций лежит ценность.

Ценностьэто понятие с помощью которых характеризуется социальное и историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов, определенных явлений деятельности.

Социальные ценностиэто общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований для человека и общества в целом. Результатом осознания ценностей являются ценностные ориентиры, которые формируются на основе ценностных представлений. Ценностные ориентиры – это направленность личности на те или иные ценности.

Ценностные ориентиры выражают общественную позицию индивидов и их принципы. Психической основой ценностных ориентиров личности является системой ее социальных чувств и установок.