Свойства личности.

Свойства личности.

Темперамент

Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Под темпераментом следует понимать индивидуальные своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности, не зависимо от целей, мотивов и содержания, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что люди различаются соотношением 4 основных ‘соков организма’: крови, флегмы, желтой желчи, черной желчи.

На этой основе врач Клавдий Голен разработал первую типологию темперамента. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из “ соков”: сангвиниккровь, флегматикфлегма, холерикжелчь, меланхоликчерная желчь.

Одна из известных типологий – типология Кречнера. Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Кречнер выделил 4 основных конституционных типа :

  • –     лентосоматик – характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, плечи узкие, нижние конечности длинные и худые;
  • –     пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучен, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее;
  • –     атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи и узкие бедра;
  • –     диспластик – человек с неправильным строением тела (чрезмерный рост, непропорциональное телосложение ).
  • С названными типами Кречнер выделил 3 типа темперамента, которые называются : шизотиник, иксотиник, циклотиник.
  • Шизотиник – имеет астеническое телосложение (лентосоматическое), он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок, с трудом приспосабливается к окружению.
  • Иксотиник – имеет атлетическое телосложение. Это спокойный, маловпечатлительный человек со спокойными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочен.
  • Циклотиник – имеет пикническое телосложение. Его эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с людьми, реалистичен во взглядах.

Конституциональная теория Шелдона.

Он полагал, что тело и темперамент – это 2 параметра человека, связанных между собой. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им были выделены 3 типа : эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный. При этом считается, что люди с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани. Мезоморфическому типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу. Эктоморфическому – хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

Учение Павлова о темпераменте.

Павлов выдвинул гипотезу о том, что скорость и точность образования условных рефлексов не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций, и что в их основе лежат фундаментальные свойства нервных процессов, а именно возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся : сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Сила возбуждения отражает работоспособность нервных клеток. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способностях к образованию различных тормозных условных реакций. Говоря об уравновешенности, Павлов имел в виду равновесие в процессах возбуждения и торможения. Павлов выделил типы нервной системы, которые по основным характеристикам соответствуют выделенным типам темперамента:

  • –     сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный;
  • –     флегматик – сильный, уравновешенный, инертный;
  • –     холерик – сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения;
  • –     меланхолик – слабый тип.

2.Характер

В психологии характер означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в общении и деятельности. Выступает, как прижизненное образование человека в течение всей жизни.

Решающим для понимания характер является взаимоотношением между общественно и лично-значимым для человека.

Характер представляет собой неразрывное целое, но изучить это целое нельзя, не выделив отдельных сторон-черт характера. Делят на 4 основные группы (всего около 1000)

  1. Черты характера, выражающие отношение к другим людям
  2. отношение к труду
  3. отношение к себе
  4. отношение к вещам

В каждом обществе имеются свои важнейшие существенные задачи. Именно на них формируется и проявляется характер.

Поэтому характер – это не просто проявление твердости, упорностью, и т.п. а направленность на общественно-значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, ценности ,силы характера; обладание целями жизни – главное условие образования характера.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетания представляющих крайние варианты нормы называющееся акцентуацией характера.

Кличко А.Е. выделил следующие типы акцентуации: гиперактивный, циклоидный, мобильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и комфортный.

Юнг предложил классифицировать характер в зависимости от склонности к экстровертному и интровертному типу.

1-й тип характеризуется обращенной личности на внешний мир, что в определенном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира.

Экстравертам свойственно инициативность, импульсивность, общительность, гибкость поведения.

Интровертам свойственно фиксирование на явление внутреннего собственного мира, а также необщительность, замкнутость, затрудненная адаптация.

3.Способности

Мы говорим о наличии у человека способностей <=> когда

1)   он быстрее овладевает какой – либо деятельностью

2)   добавляется высоких достижений

Способности – это лишь возможность определённого освоения знаний, умений, навыков (ЗУН) зависит от ряда условий.

Таким образом, можно сказать, что способности проявляться не в самом ЗУН, а в динамике их приобретения, и в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность.

Теплов выделил 3 основных признака определения понятия способности:

1)   Под способностью понимаются индивидуальные психические особенности, отличающие одного человека от другого

2)   Способностями называются не всякие вообще индивидуальные способности, а лишь те, которые имеют отношение к успешному выполнению одного вида деятельности или нескольких видов деятельности

3)   Понятие способности не сводится к тем ЗУН, которые уже выработаны у человека

Виды способностей:

Общие и специальные.

Общие способности – система индивидуальных свойств, которые обеспечивают относительную личность и продуктивность во владении знаний, необходимых в выполнении многих видов деятельности.

Специальные способности – это система свойств, необходимых для выполнений какого-то одного вида деятельности.

Также выделяют потенциальные и актуальные способности.

Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности,, но способны актуализироваться, при изменении соответственных социальных условии.

К актуальным (реализуемым) способностям относят не только те, которые реализуются или развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем, конкретном виде деятельности.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, оставляющих природную основу развития способности.

Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которые сами задатки входят, как предпосылки.

Способности могут развиваться по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, а также по уровню или масштабу. Особо высокий уровень проявления способностей означает понятие мастерство, талантливость, гениальность.

Мастерство т.е. совершенство в конкретном виде деятельности требует большого напряденного труда. Мастерство- это когда «что» и «как» приходят одновременно.

Слово талант впервые встречается в Новом Завете. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (математических, литературных, музыкальных).

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят в том случае, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества в развитии культуры. Всего известно 400 гениальных человек (за всю историю существования человечества).