Психология личности.

Психология личности.

1. Психоанализ.

В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личной организации. Согласно этой модели можно выделить 3 уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.

Сознание состоит из ощущения и переживания, которое вы осознаёте в данный момент времени.

Предсознание иногда наз. «доступной памятью», которая не осознаётся в данный момент, мы можем легко вернуться в сознание или спонтанно в результате личного усилия.

Бессознательное – самая главная часть человеческого разума, хранилище побуждений, эмоций и воспоминания (которые были подавлены и вытеснены в область бес сознания).

Защитные механизмы.

Механизмы разделяются на 2-е функции:

  • 1)   действуют на не осознанном уровне
  • 2)   они искажают и отрицают реальность, чтобы уменьшить тревогу, угрожающую для индивида.

Вытеснение – представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющие страдания. В результате индивид не осознаёт тревогу, вызванную конфликтами и не помнит травматичных прошлых событий.

Проекция – в результате этого процесса индивид принимает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведения другим людям или окружающим.

Рационализация – имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется т.о., что выглядит разумно и оправдано в глазах окружающих.

Реактивное образование – защитный процесс, неприменяемый импульс подавляется, а на уровне сознания проявляется совершенно противоположно.

Регрессия – процесс возврат к детским формам поведения.

Сублимация – защитный механизм, даёт возможность индивиду изменить свои импульсы в целях адаптации.

Отрицание – отказ принимать, что, что-то произошло неприятное.

2.Индивидуальная теория личности Адлера.

Адлер был убеждён, что гл. Цель теории личности служит экономным и полезным ориентиром для терапевтов и для любого человека на пути изменения в сторону психологии.

Адлер назвал свою теорию «Индивидуальной Психологией», с латыни индивидуум означает неделимость – сущность.

По убеждению Адлера главное требование к Индивидуальной Психологией в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: мышлении, чувствах, действиях, сознании и бессознательности и любом проявлении личности.

Адлер утверждал, что почти любого человек имеются какие-то физические или психологические недостатки. Он предложил, что у любого индивида какие-то органы слабее других. И это делает его более восприимчивым к болезням и поражением именно данных органов.

Адлер наблюдал, как люди с выраженной органической слабостью и дефектами часто стараются компилировать эти недостатки путём тренировки и упражнений. Адлер обратил внимание, что существует процесс компенсации и психологической сфере.

Гипотеза, по который у людей лишь одну цель: развивать свою культуру, ничего не говорит о том, каким образом мы пытаемся достичь этой цели. По Адлеру эта проблема решается посредствам концепции стиля жизни. Стиль жизни (сначала – жизненный план) – включает соединение черт, способов и приёмов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, образуют неповторимую картину существования индивида.

Адлер считал, что в детстве мы все чувствуем себя неполноценными или в воображении или в реальности. Стиль жизни основан на наших усилиях, направления на преодоления чувства неполноценности и благодаря этому упрочивающих чувства превосходства. Стиль жизни прочно закрепляется в возрасте 4-5 лет.

Также решающее значение в индивидуальной психологии Адлер – социальный интерес. Социальный интерес происходит от немецкого неологизма и не имеет дословного перевода в одном слове, переводится как социальное чувство общности.

3. Аналитическая теория личности Юнга.

Юнг утверждал, что душа состоит из трех отдельных структур: Эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго – центр сферы сознания.

Личное бессознательное включает конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты, Личное бессознательное содержит в себе комплексы или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов.

Архетипы – рожденные идеи или воспоминания, которое предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Особое внимание в системе Юнга уделяется персоне, Аниме, Анимусу, тени и Самости.

Персона – наше публичное лицо, т.е. то, как мы проявляем себя в отношении с другими людьми. Это много ролей, которые мы играем в соответствии с соц. требованиями.

Тень – подавленная темная, дурная животная сторона личности. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума.

Анима – это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательное женская сторона.

Анимус – внутренний образ мужчины в женщине. Юнг настаивал, что Анима и Анимус должны быть выражены гармонично.

Самость – сердцевина личности, вокруг которой объединены и организованы все др. элементы – воплощение целостности и гармонии. В понимании Юнга развитие Самости – главная цель жизни.

4. Гуманистическая психология Абрахам Маслоу.

Наиболее фундаментальным тезисом к гуманистической позиции Маслоу является то, что любого человека необходимо изучать, как единое уникальное организованное целое. Для него центральной характеристикой личности является непременное единство. Маслоу описал человека как желающее существо, которое редко достигает состояния полного завершенного удовлетворения. Ключевым моментом в иерархии потребности Маслоу является то, что потребности никогда не будут удовлетворены по принципу «Все или ничего».

Физиологическая потребность – в еде, одежде – 85%.

Потребность в безопасности – 70%

Потребность в любви, принадлежности – 50%

Потребность в самоуважении – 40%

Потребность самореализации – 10%