Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Особенности перестройки организма подростка.

Условно границы подросткового возраста обозначаются от 11 до 15 лет. Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходит кардинальная перестройка в организме ребенка на пути к биологической зрелости, а именно начинается новый этап физического развития и полового созревания. В настоящее время наблюдается акселерация физического развития и полового созревания. Некоторые девочки оказываются на стадии начала полового зрелости в 10-11 лет, а мальчики – в 12-13 лет. Рост тела в длину, увеличение массы тела, окружности грудной клетки – все это специфические моменты физического развития в подростковом возрасте, которые обозначаются особым термином «скачок в росте».

В подростковом возрасте наступают резкие перемены во внутренней среде организма, связанные с изменениями в системе активно действующих желез внутренней секреции. При чем железы щитовидной железы и половые железы отвечают за обмен веществ в организме, является их катализаторами. Поскольку эндокринная и половые железы тесно связаны, а подростковый возраст с одной стороны характеризуется бурным подъемом энергии, а с другой стороны – повышенной чуткостью к точечным воздействиям.

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований.

Во-первых, очень ощутимые для подростка изменения делают его объективно более взрослым, является одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости.

Во-вторых, половое созревание стимулирует развитие интересов к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Нормой для этого возраста является возникновение первых романтических переживаний, чувств. Хотя социальная ситуация развития несколько измен-ся, подросток также живет в семье и общается со сверстниками. Но сама ситуация трансформируется в его сознании в новые ценные ориентации, т.е. он начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Все приобретает новый смысл. Происходят сдвиги в шкале ценностей. Подросток начинает оценивать близки людей, при том что потребность в семье весьма велика. Огромное значение приобретает общение со сверстниками.

В отрочестве человек стремится пройти через все, чтобы потом обрести себя. Подростковыйвозраст связан с перестройкой организма ребенка, т.е. полового созревания. Пубертатный кризис может возникнуть в 11 и в 13 лет.

1.5 Закономерности психологического развития.

Выделяются стабильные и кризисные стадии развития:

Для стабильного периода характерно течение развития без резких сдвигов и перемен в личности ребёнка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении некоторого времени не заметны для окружающих, но они накапливаются и в конце периода дают скачёк в развитии, т.е. появляются возрастные новообразования.

Стабильные периоды составляют большую часть детства и делятся по правилу нескольких лет. Все новообращения фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных существуют кризисные периоды развития (считают, что кризисы не нормальное, болезненное явление, результат не правильного воспитания).

Кризисы:

новорожденности – младчества (2 мес. – 1 год)

(стабильный период) – кризис 1 год – раннее детство ( от 1г. – до 3 лет) – кризис трех лет –

дошкольный возраст ( от 8 до 12 лет ) – кризис 13 лет – пубертатный ( с 14 до 17 лет ) – кризис 17 лет ( самооправдание, подростковый )

Стадии развития характеризуются возрастными новообразами, т.е. качествами и свойствами которого. Не было раньше в готовом виде, возникновения которых подготовлено всем ходом предшествующего развития.

2. Развитие самосознания и формирование самооценки.

Вступление ребёнка в подростковый возраст знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток активно усваивает ценности взрослого мира, они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерий оценок и самооценки.

У младшего школьника представление о себе и самооценка формируются на оценочных суждениях взрослых, прежде всего учителей и родителей. Возникновение потребности к знаниям собственных особенностей, интереса к себе и размышления о себе – характерная особенность подросткового возраста. Главная особенность подросткового возраста – личностная нестабильность. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, следует особо выделить формирующееся у него чувство взрослости. Подросток претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, но чаще всего во внешнем облике манер. Подражание идёт и по линии развлечений, романтических отношений. Одновременно с объективными внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости, отношение подростка к себе как к взрослому, представление себя взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости – особая форма самосознания. Оно не жёстко связано с процессом полового созревания. Половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Чувство взрослости проявляется в том, чтобы все – и взрослые, и сверстники, относились к нему как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Появляется чёткий моральный кодекс, приписывающий подросткам чёткий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками; взаимная поддержка, помощь, уверенность в друге и доверие к нему.

Развитие взрослости в разных её направлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться ребёнок, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, в различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешне кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая внутренним чувствам. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которые включён подросток; признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками.

3. Отношение со взрослыми и сверстниками.

Подросток обладает сильными иногда гипертрофир. потребностями самостоятельности и общения со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростка, накладывая отпечатки и на учение и на неучебные занятия и на отношение с родителями. Ведущую деятельность в этот период становления интимно-личностного общения. Наибольшее содержание и глубокое общение возможно при дружеских отношений.

Подростковая дружба противоречивое сложное явление. Подросток стремится иметь близкого важного друга и при этом лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет сходство, понимание и принятие своих собственных переживаний и установок. Друг умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого необходимо иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений) становится своеобразным терапевтом. В дружбе отношения подростков крайне избирательны. Их круг общения не ограничивается близкими друзьями, он становится гораздо шире.

У детей в это время появляется много знакомых и что еще более важно – образование неформальных групп и компаний. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если ребенок попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благоприятно скажется на развитии его личности. При неудовлетворительном групповом влиянии, либо его не удовлетворяют групповые отношения, он ищет себе другую группу, которая более соответствует его запросам. Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Для него не достаточно входить в любую группу, готовую его принять.

В то же время для подростка характерно стремление эмансипации от близких к взрослым. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнениях, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельно равными с ними в правах. Основной сложностью в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Родительская любовь необходима, но не достаточное условие благополучного развития подростка. Трудность другого рода возникает при высоких ожиданиях родителей оправдать которых ребенок не в состоянии. Конфликт возникает при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, и когда от него требуют то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Отношение с окружающими наиболее важная сторона в жизни подростка. Его потребность в полноценном общении с взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей проявляется тяжёлые переживания. Эти переживания могут быть значительно смягчены и изжиты.

4. Становление и развитие личности в период ранней юности.

Юность – это период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы условны от 15-16 до 21-25 лет. В возрастной психологии юность обычно определяется как стадия развития с полового созревания и заканчивается со вступлением во взрослость.

Ранняя юность – это период завершения физического развития человека. В отношении полового развития большинство юношей и девушек уже находятся в постпубертатном развитии. Ранняя юность- решающий возраст для формирования мировоззрения. Основы мировоззрения заключаются в детстве, это начинается с практического усвоения определённых нравственных привычек, установок, симпатий и антипатий, которые осознаются в форму известных норм и правил поведения. На относительно высокой стадии развития личности мировоззренческие поиски нередко сопровождаются известной переоценкой ценностей, будь то стороны внешнего мира или собственного поведения.

Первопоказатель в становлении мировоззрения – это рост познавательных интересов к наиболее общим вопросам мировоззрения, универсальным вопросам природы.

Центральное место в этом процессе занимает решение коренных социально-нравственных проблем, связанных со смыслом жизни. Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах – это широкое понятие, оно охватывает всю сферу жизненного самоопределения, моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, род занятий и т.д. В этот период молодой человек продолжает анализировать взаимоотношения своего места среди людей. Он проходит через обособление от тех, кого любил, кто о нем заботился и был ответственным за него в детстве и отрочестве. В этот период юноши и девушки стремятся к идентификации собой со сверстниками того же пола, а также друг с другом.

Начав в отрочестве созидания своей личности, начав созидательно строить способы общения, юноша продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность; поиск профессий – важная проблема юности.