Происхождение психики человека.

Происхождение психики человека.

1.Предпосылки возникновения психики человека.

В ходе исторического развития приблизительно 3 млн лет тому назад в районе Восточной Африки в связи с геологическими изменениями произошли существенные изменения в образе существования животных. В этих условиях естественный отбор благоприятствовал особям, которые были наиболее приспособлены к жизни в саванне, лишенной деревьев. Только существа, которые издали могли увидеть приближающуюся опасность и убежать от хищника, могли выжить и оставить потомство. Естественному отбору способствовали активные мутации, которые происходили в животной среде, и одна из первых мутаций – это способность к двуногому хождению. Благодаря переходу к новому хождению все больше и больше освобождалась рука и превращалась в хватательный орган, способный манипулировать разными предметами. 2-ая предпосылка – прямохождение способствовало уравновешенному положению головы при вертикальном положении тела, что давало способность голове развиваться во всех направлениях и таким образом увеличивать объем мозга.

2.Основные тенденции развития психики человека.

На основе чувствительности и в связи с усложнением нервной системы и физической организации предки человека приобрели качественно новый тип взаимодействия со средой или отражение, которое означает способность организма устанавливать и соизмерять объективные связи между свойствами среды.

Тенденции в развитии психики:

1.Усложнение формы поведения и двигательная активность.

2.Совершенствование способности к индивидуальному научению.

3.Усложнение форм отражения или способности устанавливать связь между различными явлениями.

Следует учесть, что основные тенденции развития психики выявлены чисто гипотетически, так как ни одно ныне живущее существо не может рассматриваться как прародитель более организованного в виду того, что любое существо даже инфузория-туфелька является продуктом длительной эволюции.

Стадии развития психики:

1.Сенсорная психика. Это элементарная стадия, которая характеризуется отражением лишь отдельных свойств и качеств предмета окружающего мира.

2.Перцептивная психика. Эта психика уже имеет возможность отражать предметы и явления внешнего мира, видеть целостный образ. На этой стадии реакции животных превращаются в многозвенную цепь действий или операций. Операция – это относительно самостоятельное автоповедение, которое отвечает не самому предмету, предназначенному для удовлетворения той или иной потребности, а условиям, в которых этот предмет находится.

3.Стадия интеллекта. Предполагает наличие взаимодействия между особями животного мира, обмен звуковыми сигналами, а также использование различных орудий. Эта стадия является необходимым условием развития психики человека, хотя охватывает и высших животных.

3. Происхождение сознания

Сознание означает всю совокупность человека с окружающей средой, положение человека в обществе и природе, понимание человека самого себя. Сознание определяется уровнем развития общества и себя в этом обществе.

Роль труда в возникновении сознания:

Труд представляет собой процесс активного воздействия и изменения окружающей среды. Изменяя природу в соответствии со своими потребностями, человек стал изменяться и сам.

Во-первых, развитие руки привело к изменению всего организма человека, особенно мозга, поскольку рука стала не только органом действия, но и органом познания; во-вторых, труд стал объединительным фактором, приводящим к коллективным формам труда, т.к. труд — это не только использование орудий труда, но и их изготовление, и поэтому возникла проблема передачи опыта использования орудий в форме обучения труда. Т.о. развитию человечества способствовало совершенствование поведения в деятельности и общении.

Особенности сознания:

1) Сознание осуществляется не только благодаря 1-ой сигнальной системе, но и по средством 2-ой сигнальной системы, т.е. посредством языка

2) Любое слово формируется в процессе многократного потребления людьми для обозначения схожих и различных явлений и предметов. Благодаря этому процессу слово имеет возможность объединять и отличать схожие явления и предметы. Т.о. у слова появилась возможность формировать понятия – это является важным инструментом мыслительной деятельности

3) Последняя особенность связана с появлением языка, т.е. у человека появилась возможность не только получать впечатления, но и отдавать себе отчет о содержании этих впечатлений – это привело к внутреннему осознанию человеком самого себя и своей психической деятельности. Оно получило название самосознание.

Сознательное и бессознательное.

Многое в поведении человека происходит сознательно, но иногда раздражители 1-ой сигнальной системы не связываются с раздражителями 2-ой сигнальной системы – этот акт называется неосознанным. Сознательное и бессознательное находятся в человеке в динамическом единстве: при некоторых условиях неосознанное отражение может перейти на уровень сознания и наоборот. Процесс человеческого поведения и деятельности не может осуществляться только на осознанном уровне. Процесс взаимодействия осознанного и неосознанного определяет особенности развития человека как личности и формы психических заболеваний. Развитие проблемы бессознательного связано с психоанализом. Понятие бессознательного трактуется представителями разных направлений по-разному.