Предмет психологии.

Предмет психологии.

1.Развитие взглядов на предмет психологии.

Наши предки вначале пытались объяснить различные психические явления наличием внутри человека какого-то существа, которое занято рассмотрением того, что видят  глаза, слушают уши, ощущает кожа. Это существо назвали тенью. Это существо могло покидать тело во время сна и полностью выходить из тела после его смерти. При этом считалось, что тень обладает способностью жить самостоятельно, т.е. думать, волноваться, принимать решения. Она была чем-то нематериальным, похожим на дуновение или пламя, но в то же время тень была связана с внешним миром и зависела от разрушений внешнего мира. Это существо называли псюхе или психе. Исходя из символического названия психики как души, ищущей свой идеал, наука, изучающая психику, была названа психологией.

Термин психология происходит от 2-х греческих слов psyche(душа) и logos(слово, знание, учение). Оно имеет 2 значения: психология как наука и как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека.

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики.

Выделяют 3 основные вида психологии: донаучная, философская, научная.

Донаучная (житейская) психология порождена самой жизнью, процессом взаимодействия между людьми, основана на житейском опыте.

Философская психология возникла в 6-5 веках до н.э. Она пыталась подвести объяснительный принцип к различным явлениям природы и психики. Психология долгое время находилась в рамках философии из-за того, что психологическая проблема была включена в вопрос философии познавания мира.

Донаучная психология и философская психология до сих пор являются частью психологической науки, т.к. первая преподносит всё новые и новые факты, а вторая пытается их систематизировать, обобщить и выделить закономерности, дать логическое объяснение.

Научная психология появилась и выделилась в самостоятельную науку в конце 19 века в связи с появлением метода экспериментов. Этому поспособствовал Вильгельм Вундт, который в 1879 году открыл 1-ю психологическую лабораторию. До этого доминирующим методом изучения различных психических явлений был метод самонаблюдения. С началом использования метода экспериментов психология приобретает все характеристики самостоятельной науки. Предмет любой науки составляют те вопросы, которые она ставит по отношению к окружающему миру.

Научная психология схожа с житейской, но есть и различия. Сходство научной психологии с житейской в том, что они ставят одни и те же вопросы, например, чем определяется тот или иной поступок человека, как он мыслит, почему один школьник лучше решает задачи, а другой рисует. Отличие же научной психологии от житейской в том, как и на основе чего делаются выводы. В житейской психологии они строятся на наблюдениях и стереотипных взглядах, из-за этого они часто отрывочны, случайны, нередко противоречат друг другу. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются специальной научной теорией.

2.Подходы к изучению психики.

  1. Структурализм. Его основоположник – Вильгельм Вундт. Представители этого подхода пытались изучить различные проявления сознания, используя при этом метод, который получил большое распространение в химии и физике, а именно метод расщепления вещества на составляющие его части с последующим изучением этих элементарных частиц. Структуралисты выделили первичные элементы сознания. Эти элементы – ощущения.
  2. Функционализм. Основоположник – Вильям Джеймс. В основе этого подхода лежала эволюционная теория Чарльза Дарвина. Основную задачу функционалисты видели в том, чтобы понять функцию и роль психики в поведении человека. В связи с этим особое внимание они уделяли процессу приспособления человека к различным постоянно меняющимся ситуациям в его жизни. Основное внимание уделялось внешним сторонам психики, а не тем феноменам, которые существуют внутри неё. Функционалисты ориентировались на изучении внешне наблюдаемого поведения, которое поддаётся объективному анализу.
  3. Бихевиоризм.Основоположник – Джон Уотсон. Бихевио – поведение. Уотсоном была предложена схема, в соответствии с которой каждому стимулу соответствует определённая поведенческая реакция. S→      →R. При помощи этой схемы они пытались объяснить любую деятельность человека, при этом осознание человеком внутренних условий тех или иных действий в научном плане для бихевиористов ничего не значило. Теория бихевиоризма существенно пополнилась с открытием условного рефлекса И.П.Павловым. В связи с этим в теории бихевиоризма появилось такое понятие, как подкрепление, суть которого заключалась в том, что приятное сочетание в процессе научения лучше запоминается, закрепляется и повторяется.
  4. Биологический. В его рамках выделяют 3 подхода:
  • Психофизиология – изучает связи некоторых нервных структур с поведением человека. Это направление стало развиваться с изобретением сложных технических приборов, которые измеряют электрическую и биохимическую активность мозга. Основной метод психофизиологии – искусственная стимуляция различных отделов головного мозга и наблюдение возникающих при этом эффектов. Психофизиология позволила открыть определённые мозговые структуры, которые отвечают за те или иные психические факторы: эмоции, зрение, сон. Кроме этого было выявлено действие на психику различных гормонов, лекарственных препаратов, наркотиков. В 50-е годы 20-го века психофизиология легла в основу науки нейропсихология.
  • Зоопсихология. Основоположник – Конрад Лоренц. Такая психология пытается понять основу поведения человека и эволюцию этого поведения путём изучения поведения различных видов животных. В основе этого направления лежит эволюционная теория Дарвина, в соответствии с которой человек является лишь этапом в эволюции развития животного мира.
  • Социобиология. Изучает биологические основы всех форм социального поведения, синтезируя при этом знания из таких областей, как экология, эволюционная теория, генетика. Главный упор в социобиологии делается на гипотезу о том, что живые существа постоянно конкурируют между собой, стремясь обеспечить наилучшие возможности для передачи своих генов потомству.
  1. Психоанализ. Основоположник – Зигмунд Фрейд (австрийский психолог).

Психоанализ – это первая попытка объяснения психологических явлений на уровне личности человека. Самосознание Фрейд связывал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознаётся. Основная часть его опыта и личности находится вне сферы сознания. Структура личности по Фрейду имеет 3 составляющих: Я,  ОНО,  СВЕРХ Я

ОНО (id) – бессознательное, я хочу

СВЕРХ Я (superego) – так надо, морали, нравы

Я (ego) – разрешает конфликты между id и super ego.

  1. Гуманистический. Основоположники: Роджерс, Маслоу. Зародился в 50-е годы 20-го века. Основная проблема – самореализация личности. В процессе формирования личности под воздействием различных норм и процессов воспитания личность принуждают забывать о собственных потребностях и устремлениях и навязывают ценности негативного характера, которые приводят к неудовлетворённости и аномальному развитию. Исходя из этого, основная задача гуманистической психологии – создать максимально оптимальные условия для самореализации личности, при которых личность сможет полностью развить свои способности, выберет судьбу и сможет ею управлять.