Понятие «психическое развитие» и «развитие личности» в современной психологии. Биологическое и социальное в развитии

Понятие «психическое развитие» и «развитие личности» в современной психологии. Биологическое и социальное в развитии.

Психическое в развитии подразумевает развитие любых психических функций и психики в целом. Основным способом существования личности является развитие, которое выражает основную потребность человека как универсального родового существа, это проявляется в том, что личность экстраполирует себя в будущее. Будущее существует в личности как направленность ее развития и переживается человеком в виде страстного стремления к целям и идеалам.

Личность—субъект собств. развития, постоянно находятся в развитии тех видов, в которых может полнее всего проявляться и развиваться. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций личности. Главное, что отличает возрастную психологию от других областей — акцент на динамике развития, поэтому его называют генетической психологией.

В психологии много теорий, объясняющих психич-е развитие ребенка, их можно объединить в два направления: биологизаторское, социологизаторское.

В биологическом направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения.

Социологические направления истоки в идеях Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с чистой как белая восковая доска, душой. На этой доске воспитатель может написать что угодно.

Биологический фактор включает наследственность и особенности внутриутробного развития, социальный фактор среду, в которой развивается ребенок .Наследственность присутствует в любой психической функции ребенка .Элементарные функции: ощущение, восприятие больше обусловлены наследственно, чем высшие: память, речь. Высшие функции — культурно историческое развитие человека.

Психическое развитие не определяется механическим сложением 2-х факторов. На любом этапе развития по отношению к каждому признаку необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов.

2. Периодизация Выгодского и Элконина.

Здесь используется 3 критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятель­ность, центральное возрастное новообразование. Элконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно признающий окружающий мир, мир предметов и человеческих отношений, включая при этом 2 системы отношений: ребенок вещь и ребенок взрослый. Деятельность ребенка внутри систем представляет собой единичный процесс, в котором формируются его личность. В тоже время эти системы отношения осваиваиваются к ребенку в деятельности разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка выдают в группы:

В 1-ю группу, в ходе деятельности, которая ориентирует ребёнка на норме отношения между людьми;

2-ю группу составляют предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.

Младенчество, дошкольное детство, младшее подростничество – развити мотивационно потребительной сферы. Ранее детство, младшее школьное, старшее подростничество-интелектуально-позновательная деятельность.

Элконин выделил периоды: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младшее школьное детство, младшее и старшее подростничество. Он выделил 3 эпохи: ранее детство, детство и подростничество. Эти 2 линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получим преимущественное развитие 1-го из них.