Память

  1. 1.   Общая характеристика памяти.

Важную роль в познавательной деятельности человека играет сохранение и усвоение как собственного чувственного опыта, так и знаний, полученных у других. Без сохранения информации не возможен такой важный процесс формирования человека, как научение. Если бы сохранялась вся информация, то нервные сети были бы так перегружены, что мозг не смог бы отличить главное от второстепенного.

Память – это психологический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Память в том или ином виде присуща всем живым организмам. Генетически исходными видами память являются механическая и генетическая.

Генетическая память – это память, которая хранится в генетике, передается и воспроизводится по наследству. Основной механизм запоминания в этом случае – мутация и изменение в генах.

Механическая память– это механическая способность к обучению, приобретение какого-то опыта, данные могут быть не ограничены. Она накапливается, но не сохраняется, и исчезает самим организмом. Понятие «механическая память» изучает память, которая основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминаемого материала.

  1. 2.   Виды памяти.

К наиболее важным свойствам памяти относятся: длительность, быстрота, точность, объем.

Объем – это способность одновременно сохранять определённое количество информации. Средний объем кратковременной память – 7 различных единиц информации.

Быстрота запоминания отличается у различных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных упражнений.

Точность – проявляется адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивается человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.

Длительность – определяется временем сохранения информации. Эта характеристика очень индивидуальна.

Готовность к воспроизведению – способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой особенности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.

Существует несколько классификаций видов память:

  • –     по характеру участия воли в процессе запоминания;
  • –     психической активности, в которой преобладает деятельность;
  • –     продолжительность сохранения информации;
  • –     свойства материи и способу запоминания;

1) По характеру участия воли в процессе запоминания память делят на произвольную и непроизвольную. Непроизвольное запоминание означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких волевых усилий. Произвольная память подразумевает случай, когда ставится цель запомнить, и для запоминания используются волевые усилия.

2) По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, вербально-логическую. В свою очередь образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человека.

Образная память может быть зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая.

Двигательная память  – это запоминание, сохранение и воспроизведение простых движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных, в том числе трудовых и спортивных навык и умений. Эта память проявляется у человека раньше всех, и необходима для развития человека.

Эмоциональная память– память на эмоции и чувства. Она проявляется в человеческих взаимоотношениях. Вербально-логическая память – память на слова, мысли и логические отношения. Начинает проявляться  в 6 мес. и играет важную роль в мотивации человека. В данном случае человек пытается понять усеваемую информацию, прояснить терминологию, установить смысловые связи, а после этого запомнить материал. Людям с вербально-логической память легче запоминается словесный абстрактный материал, понятия, формулы.

Логическая память при тренировке дает очень хорошие результаты и гораздо более эффективна, чем механическое запоминание. Считается, что эта память начинает работать позже других. Она начинает развиваться у ребёнка в 3-4 г с обучением основам научения. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов, предметов и явлений, их свойств и отношений между ними. Данная память начинает проявляться в возрасте 2 лет, достигает наивысшей точки в юношеском возрасте. Запоминать образы помогают анализаторы. У разных людей более активизированы разные анализаторы.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением. Люди с хорошо развитой зрительной памятью как правило имеют хорошее воображение и способны видеть информацию, даже когда она не воздействует на органы чувств.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение звуков. Осязательная, обонятельная и вкусовая – это память на соответствующие образы.

3) По продолжительности сохранения информации выделяют: сенсорную, кратковременную, оперативную, долговременную.

Сенсорная память – простейший процесс, который происходит на уровне рецепторов. В сенсорной память сигнал сохраняется1/4 сек., и если привлекается высшими отделами головного мозга, то сохраняется на более длительное время. Если не привлекает, стирается, освобождая место для других сигналов. При так. память человек часто запоминает информацию без сознательных усилий. Эта память основана на инерции ощущений.

Кратковременная память – в ней сигналы, передаваемые рецепторами и отображаемые отделами головного мозга сохраняется 20 сек. За это время информация определенным образом обрабатывается. Объем- 72 кол-во объектов. Эта память раб-т без сознательных усилий, но с установкой на последующее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память включается когда действуют так называемое актуальное сознание человека. Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на запоминаемые объекты.

Оперативная память память, сохраняющая информацию в течении определённого, заранее заданного срока. Время хранения информации колеблется от нескольких сек. до нескольких часов. Этот вид память является как бы переходным от кратковременной к долговременной памяти (например,  подготовка к экзамену).

Долговременная память – память, сохраняющая информацию в течении неограниченного времени. Эта память отбирает из информации, которая ненадолго задержалась в кратковременной памяти, будет хранится долгое время. На проц. Перехода информации из кратковременной в долговременную память влияют: повторение, осмысление, мотивация, эмоции, качество физического механизма. В долговременной памяти выделяются глубокие изменения в биохимическом уровне, принимают участие РНК и ДНК. Долговременная память начин. функционировать спустя некоторое время после заучивания материала. Человек должен переключаться с запоминания на восприятие. Человек может в любой момент запомнить информацию с помощью силы воли.

3. Механизмы памяти.

Основные процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Запоминание – главный процесс памяти. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольно запоминается большая часть информации, необходимой каждый день. Произвольное запоминание может происходить 2-мя способами: механическое фиксирование или быть смысловым (логическим).

Запоминание – это образование временных условно-рефлекторных связей в процессе восприятия человеком предметов и явлений.

Сохранение – следы памяти не исчезают, а фиксируются при нервных сотрясениях даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали. В сохранении информации

важную роль играет личностное психологическое отношение человека к материалу в процессе запоминания и сохранения.

Воспроизведение. Этап воспроизведения лежит в основе всех познавательных процессов.

Благодаря этой фазе информация извлекается из памяти. Воспроизведение включает 3 формы:

  • ·    узнавание, т.е. при повторном восприятии объекта мозг производит сравнение между возбудителями, которые действовали на нас раньше и теми, которые действуют теперь;
  • ·    собственно воспроизведение – наиболее активная форма, при которой в сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека раньше;
  • ·    припоминание – самый сложный этап, в памяти восстанавливается конкретный необходимый материал.

Забывание – процесс, противоположный сохранению. Он является необходимым условием функционирования памяти, т.к. он охраняет нервную систему и мозг от перегрузки и ненужной информации. Благодаря забыванию и облегчается процесс мышления. Забывание может быть как полезным, так и вредным. Положительная сторона забывания в том, что оно забирает громадный груз ненужной информации и не допускает перегрузки памяти. Отрицательным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

4. Универсальные принципы работы механизмов памяти.

  1. При запоминании лучше воспроизводится начало или конец – эффект края.
  2. Запоминание пройдёт лучше, если повторять материал в течение нескольких часов или дней.
  3. Установка на запоминание ведёт к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
  4. Явление реминисценции – ухудшение со временем воспроизведения изученного материала без дополнительного повторения – чаще всего происходит на 2-ой или 3-ий день после заучивания.
  5. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
  6. Память человека всегда тесно связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.

Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному сценарию. При потере памяти 1-ми теряются более сложные и недавние впечатления, а затем более лёгкие и далёкие. При восстановлении – наоборот. Первыми восстанавливаются более лёгкие и далёкие впечатления, а затем более сложные и недавние.