Общение.

Общение и его функции

Общение – взаимосвязь между людьми, в ходе которой возникают психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимном влиянии, взаимопонимании и способности человека к общению врождённые. Роль общения:

1) без общения невозможна совместная деятельность;

2) в общении удовлетворяется потребность в познании;

3) потребность в эмоциональном благополучии;

4) посредством общения происходит удовлетворение в эстетическом плане, т.е. через музыку, живопись и т.д.

Функции общения:

1) регулирующая – регулирует совместную деятельность людей;

2) общение является инструментом познания и самопознания;

3) служит установкой общности между людьми и выступает основным условием формирования и развития личности.

Основные средства общения:

1) коммуникативное (состоит в обмене информацией между общающимися;

2) интерактивная – заключается во взаимодействии между общающимися;

3) перцептивная – заключается в процессе восприятия людьми друг друга как партнёров по общению и установки на этой почве взаимопонимания

2. Общение как восприятие людьми друг друга.

Механизмы восприятия – стереотипизация, идентификация, рефлексия и эмпатия.

Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация причин путём отнесения их к уже известным явлениям в социальной сфере. Социальный стереотип – устойчивое представление о людях, свойственное той или иной социальной группе.

1) сокращает процесс восприятия

2) приводит к ошибкам восприятия

Эффект ореола – суть в том, что при проявлении первого впечатления о человеке общее позитивное впечатление приводит к переоценке, а негативное – к недооценке качеств, которые не даны восприятию. 3 причины ореола:

1) превосходство

2) фактор привлекательности

3) фактор отношения к нам

Фактор превосходства в том, что люди склонны переоценивать различные физические свойства тел, которые по какому-либо параметру превосходят их, но при этом параметры должны быть важны.

Существует 2 источника превосходства:

1) если превосходит одежда: собственно одежда, район проживания, место работы, фактор денег.

2) манеры

Привлекательность – внешность влияет на мнение. Выделяют эффект первичности – заключается в том, что именно первое впечатление о человеке закрепляется, его очень трудно потом изменить. Эффект снисходительности – основан на проекции, срабатывает установка на восприятие. Эффект новизны – проявляется в отношении к людям, с которыми мы знакомы, т.е. дополнительная информация о давно знакомом человеке воспринимается как более верная.

Идентификация (отождествление) – способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобления себя ему, т.е. умение поставить себя ему.

Эмпатия, т.е. эмоциональное понимание – способность отклика на чувства другого человека, проникновение в чувства другого. Ситуация не столько продумывается, сколько прочувствуется. Эмпатия – не столько техника, сколько позиция по отношению к другому человеку, т.е. доброе, доверительное отношение.

Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению. Как правило, восприятие осложняется. Наличие обратной связи – необходимое условие общения.

3. Казуальная атрибуция.

Казуальная атрибуция – область социально-психологических связей, изучающая то, как происходит приписывание причин поведения. Существует 2 теории:

1) теория наивного учёного Хайдеггера. Он пришёл к выводу, что люди стремятся приблизить поведение либо ко внутренним (личным) причинам, либо ко внешним (ситуации).

2) ковариационная модель Келли – эта модель анализирует, какую именно модель использует человек в казуальной атрибуции, и рассматривает человека по аналогии с наивным учёным.

Для выяснения причин (внешних или внутренних) являются определяющими в поведении людей. Он использовал принцип оварнации (наличие личной информации), при этом учитывая 3 фактора: постоянство (проблемы со всеми), исключительности (проблемы только с этим) и консенсуса (т.е. присущи ли проблемы всем), при этом все они обнаруживали, что в обыденной жизни даже не ищут и не берут в расчёт причины поведения людей, если имеют их правдоподобное объяснение.

1) фундаментальная ошибка атрибуции – исследователи обнаружили, что люди чаще всего ни придают значения ситуации, т.е. объясняют поведение, недооценивая влияние ситуации и переоценивая отдельные черты личности. Скептическое отношение к влиянию ситуации была названа Ли Россом фундаментальной ошибкой атрибуции.

2) иллюзорность корреляций – люди часто не принимают в расчет возможную причину поведения, если уже известна правдоподобная. Вместо поиска причин человек достает из памяти то, что ближе лежит. И возникает эта ошибка в силу прошлого опыта профессиональных и социальных стереотипов, воспитания возраста, личностных особенностей.

3) ложного согласиясуть в том, что приписывание причин поведения всегда происходит с эгоцентрических позиций, отталкиваются от своего убеждения, стремясь повлиять на точку зрения наблюдателя, т.е. образ человека, которого видели однажды, стирается, поведение определяется ситуацией, т.к. теряются личностные особенности, т.е. происходит переоценка распространённости и обычности.

4) мотивационная предубеждённость – т.е. атрибуция происходит оттого, что подтвердить самооценку. Влияние на ошибку атрибуции оказывает культурное развитие. Люди сами определяют свою судьбу, а не ситуация является причиной происходящего. Некоторые люди сами способствуют внешней атрибуции. Знания причин задания атрибуции позволяет сделать общение более эффективным.

Стили атрибуции – способы объяснения жизненных событий. Люди отличаются между собой в стилях атрибуции, когда просят объяснить причины своих успехов и неудач. Первый стиль Ротте, который предположил, что существует интернальный и экстернальный локус-контроль. Экстернальный – людям присуще чувство, что всё, что с ними происходит, контролируется внешними факторами. Интернальный – когда люди считают, что неудачи и удачи зависят от их личных способностей и действий.

4. Невербальные средства общения.

Общение как коммуникативный процесс выделяет непосредственное обращение к лицу, либо опосредованное, передача любой информации посредством знака. В связи с этим выделяют невербальную коммуникацию (речь (устная/письменная), невербальная коммуникация (различные неречевые знаковые системы)). Функции невербального общения: психологический контакт, словесный текст (т.е. словесный эквиваленты), выражение эмоций, оценок, смысловой роли. Среди невербальных средств общения выделяют оптико-кинетические системы, паралингвистическую систему, проксилогическую систему.

К оптико-кинетической системе относят жесты, мимику, пантомимику, которые отражают эмоциональную сторону человека. Специфической знаковой системой является контакт глаз. Человеческий глаз выполняет функцию установления контакта.

К паралингвистической относят качества голоса, темп, высоту, грамотность, логические ударения, интонацию, тембр речи.

Проксилогическая система подразделяет под собой пространство и время организации общения.

Территориальность – это занятие личностью или группой определённого физического пространства и контроль над ним, и нахождение в нём объектов. Выделяют следующие виды территорий:

  • публичное (свыше 3,6 м) – зона доступа для всех желающих,
  • социальная зона (1,2 – 3,6 м) – зона допуска незнакомых людей,
  • личная зона (46 см – 1,2 м) – зона личного общения (друзья и знакомые)
  • интимная зона (15 – 45 см),
  • физический контакт (0 – 15 см).

Невербальными средствами общения передаётся до 55% информации. Жесты являются подсознательными актами, а речь осознанной. Женщины наиболее восприимчивы к языку жестов.