Мышление и воображение.

1. Мышление и его функции.

Мышление – обобщённое отражение действительности при решении чел-ком тех или иных задач, нот с отрывом от непосредственных чувственных данных. Процедуры мышления предполагают опосредованное использование данных,  знаний и осуществляется путем тех или иных выводов из соотношений имеющихся знаний.

Знания – воспроизведение в языковой форме обобщённого представления о закономерностях связей объективного мира. Основными характеристиками мышления являются:

  • 1)         Мышление – самостоятельное добывание знаний;
  • 2)         Мышление – обобщённое знание;
  • 3)         Мышление – опосредованные знания.

Мышление – процедура взаимодействия с познаваемым объектом. Виды Мышления:

–     Наглядно-действенное – вид мышления. опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуаций в процессе действий с предметами;

–     Наглядно-образное – вид, опирающийся на образы и представления;

–     Словесно-логическое вид, основанный на выделении свойств и связи предметов, осуществляющийся при помощи логических операций с понятием.

Мыслительная деятельность людей опирается на мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизацию. Эти операции являются различными сторонами одной основной деятельности мышления. – опосредования (раскрытия).

Сравнение – сопоставление предметов и явлений, с целью нахожд-я сходства и различия между ними. Анализ и синтез взаимосвязаны между собой.

Анализ – мысленное расчленение предметов и явлений на составные его части, или мысленное выделение в нем отдельных свойств, связанных с методом индукции.

Синтез – соединение частей в одно целое.

Абстрагирование – выделение существенных свойств предметов, но при этом предполагается мысленное отличие от несущественных свойств, выделенное в процессе абстрагирования  свойство предмета мыслится независимо от др. свойств и становятся самостоятельными объектами мышления. Например,  наблюдая за тем как движутся люди, машины, мы можем выделить общие признаки – движения и начать думать о движении вообще. С помощью абстрагирования мы получим абстрактное понятие. Обобщённое – выделение общего в предметах и явлениях и мысленное объединение их др. с др.

Конкретизация – выделение  чего-то, что в свою очередь соответствует чему-то определённому (пример: теорема с доказательством).

Формы Мышления:

  • –     Понятие – форма мышления, отражающая существенное свойство связи и отношения предметов и явлений, выраженное словом или группой слов.
  • –     Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями  утверждением или отрицанием чего-либо.
  • –     Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод.

Виды умозаключений: индукция-это умозаключение от частного к общему. Дедукция – наоборот.

2. Мышление и речь.

Процедура мышления проявляется благодаря слову. При решении задач мышление осуществляется в 3-х формах: понятие, суждение, умозаключение. Между понятием и суждением существуют взаимные переходы. Понятие – скрытое суждение. Суждение – развернутое понятие. Окружающий мир постоянно сигнализирует нам о своих признаках, которые воздействуют на наши органы чувств. Происходит добавка к системе сигнализации – появляется слово. Принцип заключается в том, что увиденное мы передаем с помощью специальных знаков, которые нам понятны, и мы используем их при общении. Благодаря обобщенности слово обеспечивает понимание людей др. с др. Если бы слова имели только конкретные значения и указывали на определённые предметы, то в процессе узнавания предметов окружающего мира был бы невозможен. В процессе формирования психики ребенка слово поначалу не имеет свойство обобщения и только по мере формирования –слова приобретают решающий характер.

С точки зрения генезиса словесное обозначение предметов в форме понятий не является первичным. Понятие формируется благодаря деятельности. Несмотря на то, что 2-ая сигнальная система является преобладающей в жизни человека. Люди не потеряли связи с 1-й сигнальной системой. 1-я и 2-я сигнальные системы тесно связаны между собой в процессе мышления. В конце концов, мы мыслим при помощи слов. Попытки отделить мышление от речи ни к чему не приводит.

3. Воображение.

Отражение человеком окружающей действительности основном образное. Но образы не являются чем-то статичным, они постоянно изменяются. Тождественность психического образа предметов окружающей действительности в процессе отражения заключается: предметные отнесенности образа и предмета, они в неизменности его наглядного содержания. Воображение связано с предметами окружающей действительности динамично. Последовательно воображение не является какой-то абстракцией, а связано с реальной психической деятельностью человека, которая также по своей природе является динамическим явлением. Благодаря воображению человек более познает себя, др. людей и окружающую действительность.

Воображение – это преобразование конкретных образов восприятия и памяти и порождение на этой основе новых образов, которых не было в прошлом опыте. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящее отдельно от других психических процессов вместе с тем занимающее промежуточное воображение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Воображение может быть в 4-х основных видах: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им человек по собственному желанию, усилием воли, вызывает у себя соответствующий образ.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется чел-м, а не просто копируется или воссоздается, но при этом в образе она творчески преобразуется.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение или память, чем творчество. С феноменом воображение в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Например, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а от части – реализмом. Наблюдение за творческим процессом, описанное в литературе, дает примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям. Другие виды воображения: сновидения, галлюцинации, грезы, мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения.

Галлюцинациями называются фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей действительностью. Обычно они результат тех или иных нарушений психики человека.

Грезы, в отличие от галлюцинаций вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего идеализирующим будущее.

Мечта от грез отличается тем, что она в большей степени реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. 1-ая из них состоит в том, что  бы  приставлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и включена в него. 2-ая функция состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи  своего воображения человек способен хотя бы от части удовлетворить некоторые потребности, снимать напряженность.