Методы психологии.

Методы психологии.

 1. Основные отрасли психологии.

В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук. Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психология связанные с образованием.

Общая психология изучает индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информации. Они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют поступки и дела человека. Это эмоции, способности установки, мотивации, темперамент, характер, воля.

Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения детей включает: генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, а также медицинскую, патопсихологию, юридическую психология, психодиагностику и психотерапию.

Социальная психология включает: человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом.

Педагогическая психология объединяет всю информацию связанную с обучением и воспитание. Особое место здесь уделяется обоснованию и разработке методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Патопсихология, психотерапия, медицинская психология имеет дело с отклонением от нормальной психики и поведения человека. Задача этих отраслей обосновать причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Эти знания нужны педагогам при работе с трудными детьми.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм, а также нужна для воспитания.

Психодиагностика ставит, решает вопросы психологической оценки уровня развития детей.

Генетическая психология изучает психику в процессе ее развития и включает в себя возрастную и сравнительную психология.

2. Методы исследования психологии.

Методы научного исследования – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от их надежности и т. д. Это касается также и психология

Таблица: шапка: (Основной метод. / Варианты основного метода.):

  1. Наблюдение / – внешнее (со стороны ); – внутреннее (самонаблюдение); – свободное; – стандартизированное; – включенное; – стороннее;
  2. Опрос / – устный; – письменный; – свободный; – стандартизированный;
  3. Тест / – тест-опросник; – тест-задание; – проективный тест;
  4. Эксперимент / – естественный; – лабораторный.
 Основной метод.  Варианты основного метода.
1. Наблюдение

 

 

 

 

 

 

2. Опрос

 

 

 

 

3. Тест

 

 

 

4. Эксперемент

– внешнее (со стороны )

– внутреннее (самонаблюдение)

– свободное

– стандартизированное

– включенное

– стороннее

 

– устный

– письменные

– свободный

– стандартизированный

 

– тест-опросник

– тест- задание

– проективный тест

 

– естественный

– лабораторный

 

1. Наблюдение:

свободное – не имеет заранее установленных рамок (может меняться предмет наблюдения, а также может меняться характер самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.)

стандартизированное – заранее определено и ограничено в плане то, что наблюдается (следует продуманной программе ).

включенное – при нем исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

стороннее – не предполагает личного участия наблюдателя в процессе, который он изучает.

2. Опрос: представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых вопросов. Каждый вид опроса имеет как свои недостатки так и свои достоинства.

Устный – применяется, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Позволяет глубже проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки и больших затрат времени на исследование ответов.

Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей, наиболее распространенная его форма- анкета, но его недостатками является то, что применяя анкету нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и исходя из этого изменить их.

Свободный опрос- разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

Стандартизированный опрос. В нем вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками. Преимуществом этого опроса является то, что он более экономичен во времени и материале, чем свободный опрос.

3. Тест. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которое можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а т. ж. своеобразие их последующей интерпретации.

Тест-задание предполагает оценку психологии человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемым предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест- опросник или тест- задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к разным структурам, имеющим различные уровни образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на полученные результаты. Особенно если он заранее знает, как устроен тест, и каким образом по его результатом будут оценивать его психологию и поведение. Тест- опросник и тест- задание неприемлемы в тех случаях, когда изучению психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками, например, являются многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. В таких случаях обычно применяются проективные тесты. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому не осознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склоне приписывать другим людям. Они предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей вызывающих негативное отношение.

4. Эксперимент. Специфика эксперимента как метода психологических исследований заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация в которой изучаемое слово выделяется, появляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы делать выводы о причинно- следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и развития. Имеются 2 основных разновидности экспериментов – естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучить психологию и поведение людей в условиях отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторых искусственных ситуаций в которых изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у эксперимента возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство.