Личность в малых группах.

Личность в малых группах.

  1. 1.   Понятие группы в социальной психологии.

Для социологического анализа очень важным является вопрос по какому критерию следует выделять группы. Для социально-психологического подхода характерен угол зрения, при котором изучается взаимодействие между группой со всеми её характеристиками и индивидами, как её членами.

Классификация групп:

Группы подразделяются на искусственные и реальные. В свою очередь реальные на лабораторные и естественные. Естественные на большие и малые. Большие на организованные (классы, нации) и неорганизованные (толпа). Малые на развитые и становящиеся.

  1. 2.   Малая группа и общие проблемы малых групп в социальной психологии.

В 20-е г.г. в США были проведены первые исследования м.г. Первый вопрос который изучался — действует ли человек в одиночку лучше, чем в присутствии других. Были выведены три вида коллективных влияний:

1) соц-я фасилитация;

2) соц-я леность;

3) деиндивидуализация;

Социальная фасилитация. В 1898 году исследования показали, что гонщики лучшее время показывают в соревнованиях, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером. Другие исследования показали, что в присутствии других повышается скорость решения примеров на умножение и вычеркивание в тексте заданных групп, а так же решение простых заданий на моторику. Так же было установлено, что решение других задач ухудшается: это заучивание бессмысленных слов, решение сложных примеров на умножение.

Спустя 25-28 лет психолог Зайенс заинтересовался тем, как согласовать эти противоречивые данные. Он применил знание из экспериментальной психологии. Принцип в том, что возбуждение усиливает доминирующую реакцию, т.е. повышенное возбуждение улучшает решение простых заданий, для которых доминирующей реакцией является правильное решение. Люди быстрее разгадывают простые анаграммы, когда они возбуждены. В сложных заданиях возбуждение приводит к неправильным реакциям, к ошибкам. Как правило, мы возбуждены в присутствии других людей. Их присутствие усиливает реакцию возбуждения. Если социальное возбуждение усиливает доминирующую реакцию, то оно должно улучшить выполнение простых задач и ухудшить выполнение трудных. Воздействие других людей возрастает по мере увеличения их количества. Пребывание внутри группы толпы так же усиливает позитивные или негативные реакции.

Выделяют 3 фактора, которые объясняют влияние других людей:

а) боязнь оценки, т.е. обеспокоенность тем, как нас воспримут и оценят. Доминирующая реакция усиливается, если люди думают что их оценивают.

б) перегрузка из-за рассеивания внимания. Если люди беспокоятся о том, какие успехи у их напарников или как оценивают их самих- они отвлекаются.

в) присутствие других. Как таковое присутствие других вызывает возбуждение в любом случае, даже если отсутствует боязнь оценки и внимание не рассеивается, люди все равно испытывают возбуждение. Улучшение деятельности в присутствии других – соц-я фасилитация. Ухудшение деятельности – ингивиция.

Социальная леность. Максрингельман обнаружил, что коллективная работоспособность группы составляет только половину от суммы работоспособности ее членов. Когда люди не отвечают за какой-то результат и не могут оценить свой собственный вклад- их ответственность распределяется между всеми членами группы. Когда наблюдение увеличивает боязнь оценки – их результатом будет соц-я фасилитация, т.е. усиление деятельности. Когда же затерянность в толпе уменьшает боязнь оценки, результатом будет соц-я леность. Женщины меньше проявляют социальную леность, чем мужчины.

Социальная леностьэто тенденция прилагать меньше усилий, когда люди объединяются для достижения общей цели, чем в случае с индивидуальной ответственностью.

Деиндивидуализация. Когда возбуждение и размывание ответственности комбинируется, то ослабевает нормативное издерживание, т.е. человек начинает нарушать нормативные нормы, и как результат, наблюдается поведение от легкого нарушения запретов до группового вандализма и уличного беспорядка. В отдельных ситуациях люди являющиеся членами группы склонны к тому, чтобы отбросить моральные ограничения, отбросить чувства индивидуальной ответственности и ощутить деиндивидуализацию. Состояние деиндивидуализации зависит от размеров группы, т.е. не только размывается ответственность, но и обеспечивается анонимность.                   Филипп Зимбардо предположил, что, во-первых, обезличенность в больших городах обеспечивает анонимность и сама по себе предусматривает форму поведения, как вандализм. Во-вторых, физическая анонимность. Филипп Зимбардо одевал женщин в одинаковые колпаки, скрывающие лицо. Им давалось задание давать разряд тока. Он заметил, что те, у кого лицо было скрыто, в 2 раза больше держали руку на кнопке, чем те, у кого лицо можно было рассмотреть. В-третьих, ослабление самосознания вызывает рассогласование между установками и поведением. Люди меньше себя контролируют и действуют независимо от своих убеждений, они больше восприимчивы к ситуации. Так же выделяют феномен группового давления. Это феномен давления группы на отдельного индивида.

Конформизм – изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

3.Понятие малой группы и ее границы.

Марвин Шоу – специалист по групповой динамике – классифицировал определение малых групп по 6 критериям в зависимости от того, какие моменты групповой жизни подчеркивают авторы этих определений:

  • –     восприятие группы и отдельных партнеров в общении и группы в целом;
  • –     мотивация членов малой группы;
  • –     групповые цели;
  • –     организационные, структурные характеристики;
  • –     взаимозависимость;
  • –     взаимодействие;

Малая группа – это 2 или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом т.о., что каждое лицо оказывает влияние на другое лицо и оказывается под его влиянием. Количественные характеристики малых групп говорят о нижнем и верхнем пределах.

Нижний предел. Большинство ученых считают, что нижний предел начинается с диады. Диады характеризуются тем, что являются очень хрупкими и требуют устойчивых отношений между партнерами. Также выделяют триады (3 чел.) – здесь устанавливаются более сложные отношения, чем в диадах. Здесь член группы может играть роль безучастного посредника, оппортуниста либо тактика.

Другие психологи считают, что в диадах не разрешим конфликт по поводу деятельности. Присутствие же третьего лица в группе может что-то изменить в конфликте, т.е. может способствовать его разрешению.

Верхний предел. Долгое время число 7±2 считалось верхним пределом группы. В более крупных группах меньше согласия. Члены такой группы в большей или меньшей степени удовлетворены своей ролью, в таких группах меньше коэффициент участия, на лицо слабые эмоциональные связи. По мере увеличения группы возрастает потребность обращаться непосредственно к лидеру, а не общаться с другими членами группы. Число 5 имеет особое значение. Эти группы не сталкиваются со многими проблемами, кроме этого они не страдают напряженностью, которая присутствует в диадах и триадах. Если возникает конфликт, то она не распадается. В четных группах больше проявляются разногласия, поэтому они менее устойчивы.

4. Классификация малых групп.

Чарльз Кули выделил первичные и вторичные группы. Главная характеристика первичных групп – это непосредственность контакта, вторичные группы – это те, где нет непосредственных контактов, и связь осуществляется с помощью других средств (т.е. средств связи). По способу образования Элтон Мэйо выделил формальные и неформальные группы. Формальные группы – это, спец. созданная для какой – либо деятельности, на основе штатного расписания, устава или др. соц. аргументов. В ней чётко определены роли, позиции, строго распределены роли в структуре власти. Неформальные возникают на основе общих взглядов, убеждений, в эти группы вступают по желанию. В них ни роли, ни статусы не расписаны заранее, в ней заданной системы по вертикали нет. Статус это положение субъекта в системе социума межличностных отношений, кот. определяет его обязанность. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. Причины, по которым люди вступают в неформальные группы:

  1. 1.   Чувство принадлежности.
  2. 2.   Взаимопомощь.
  3. 3.   Защита.
  4. 4.   Тесное общение и симпатия.

Также выделяют группы членства и референтные. По принципу отношения членов в группе, групповым нормам и правилам. Хаймен ввёл понятие референтной группы. Келли впоследствии выделил 2 функции референтных групп: нормативную и сравнительную. Он показал, что рефер. группы нужны для нормативной оценки самого себя. Сравнительная функция состоит в том, что принятые в группе установки, нормы поведения являются для него образцами, на которые он ориентируется в своих решениях и оценках.