Внимание

Внимание
  1. 1.   Общая характеристика внимания.

Сознание человека – это состояние охватить всё одновременно с достаточной ясностью, что на него воздействует.

Любая деятельность человека требует выделение объекта и сосредоточения на нём. Внешне внимание выражает движение, с помощью которого мы приспосабливаемся к лучшему выполнению требуемых действий. Если нам нужно внимательно рассмотреть какой-то предмет, то мы поворачиваем голову в его сторону и это действие облегчает восприятие. Внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определённых объектах и одновременное отвлечение от других объектов.

Внимание – это направленность и сосредоточение сознания на определённых объектах или определённой деятельности при отвлечении от всего остального.

Функции внимания:

  1. Отображение значимых воздействий и игнорирование других не существенных.
  2. Удержание данной деятельности.
  3. Сохранение в сознании образов определённого содержания. До момента завершения деятельности или достижения поставленной цели.
  4. Регуляция и контроль за протеканием деятельности.
  1. 2.   Свойства внимания.

Основными свойствами являются:

1. Концентрация: высокая и низкая (степень сосредоточения внимания на объекте);

2. Объем (кол-во объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно);

3. Переключение: легкое и трудное (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой);

4. Распределение (способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов)

5. Устойчивость: устойчивое и неустойчивое (длительность сосредоточения внимания на объекте)

Концентрация внимания зависит от возраста и опыта работы. С годами она незначительно повышается, а так же зависит от состояния нервной системы. Сконцентрированным или сосредоточенным называется внимание, направленное на какой либо объект или вид деятельности. Сосредоточение внимания характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, затормаживание всех лишних движений. Эти внешние способности имеют большое приспособительное значение, облегчая концентрацию внимания.

Устойчивость внимания определяется различными факторами:

  • 1-   индивидуальными физиологическими особенностями человека, особенно влияют свойства нервной системы и общее состояние организма в данный момент времени;
  • 2-   психическим состоянием, т. е. преобладанием процессов возбуждения или торможения;
  • 3-   мотивациями, т.е. наличием или отсутствием интереса к предмету, его значимостью для личности.
  • 4-   внешними обстоятельствами;

При осуществлении деятельности устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практики динамических стереотипов – нервных процессов, благодаря которым данный вид деятельности может совершаться легко и непринужденно. Когда такие динамические стереотипы не выработаны – нервные процессы захватывают “лишние” участки, вследствие чего отсутствует легкость переключения с одних предметов деятельности на другие. Устойчивость внимания повышается при соблюдении:

  • –     оптимального объема работы. При чрезмерном объеме работы внимание часто становится неустойчивым;
  • –     оптимального темпа работы;
  • –     разнообразия работы. Однообразный, монотонный характер работы вредно отражается на устойчивости внимания.

Внимание становится устойчивым, когда работа включает разнообразные виды деятельности.

Отвлекаемость внимания – свойство противоположное устойчивости и в отличие от переключения, совершаемого преднамеренно и произвольно внимание отвлекается всегда непроизвольно и чаще при воздействии сильных посторонних раздражителей (боль, шум, резкий запах ).

Объем внимания – это то количество объектов, которое может быть охвачено одновременно. Чем больше предметов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания, чем меньше таких объектов, тем меньше объем внимания, тем менее эффективна будет выполняемая деятельность. В данном случае под моментом понимается краткий промежуток времени, в течение которого человек может воспринимать предъявляемые ему объекты только один раз не успев перевести взор с одного объекта на другой. Длительность такого отрезка времени составляет 7 сотых секунды. Считается, что численная характеристика среднего объема внимания составляет 5 ± 2 единицы информации у детей и 7 ± 2 у взрослых. Объем внимания может быть расширен путем тщательного изучения объектов и той ситуации, в которой их приходится воспринимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объем внимания повышается и человек замечает больше элементов, чем тогда, когда ему приходится действовать в неясной или малопонятной ситуации. Увеличение объема внимания может быть достигнуто в процессе воспитания человека путем осмысления данной деятельности и накопления относящихся к ней знаний. Большое значение при этом играет тренировка в данном виде деятельности, в ходе которой совершается процесс восприятия и человек научается воспринимать отдельные элементы сложных объектов и ситуаций не изолированно, а группируя их по существующим связям.

Распределение внимания зависит от психического и физического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания область его распределения значительно снижается. В целом распределенное внимание требует от человека гораздо больше усилий и затрат нервов и энергии, чем сосредоточенное внимание. Распределение внимания является необходимым условием успешного выполнения многих видов деятельности, по самой своей структуре требующей одновременного участия разнородных функций.

Переключение внимания. Этот процесс может быть как на произвольной, так и на непроизвольной основе. Непрерывное переключение внимания может свидетельствовать о его неустойчивости, однако это не всегда негативное качество, так как оно способствует временному отдыху организма и анализу, способствует сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности в целом. Вместе с тем можно говорить о переключаемости внимания, когда происходит преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Переключение внимания зависит от подвижности нервной системы, а также способность переключать внимание зависит от типа темперамента.

  1. 3.   Виды внимания.

В зависимости от активности личности выделяют: произвольное, непроизвольное и постпроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели.

Причины непроизвольного внимания:

  1. Интенсивность раздражителя.(напр. более сильный запах, цвет.)
  2. Новизна, необычность объекта.

3. Резкая смена, динамичность объектов.

Особенности непроизвольного внимания:

  1. При непроизвольном внимании человек предварительно не готовится к данному восприятию или действию.
  2. Непроизвольное внимание наступает внезапно, сразу вслед за воздействием раздражителя и в своей интенсивности обуславливается особенностями вызвавшего его раздражения.
  3. Непроизвольное внимание длится, пока действуют соответствующие раздражители, если не сконцентрировать внимание на нём, то прекращается.

Произвольное внимание – это активное целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определёнными волевыми усилиями необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Этот вид внимания необходим для усвоения навыков, от него зависит работоспособность. Исходя из этого, произвольное внимание включает следующие характеристики: целенаправленность, организованность, повышенная устойчивость.

Постпроизвольное внимание наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности. Выполнение деятельности уже не требует спец. волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цели работы сохраняются. Этот вид имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности. Постпроизвольное внимание носит целенаправленный характер, но не требует спец. волевых усилий, оно обладает устойчивостью, энергетической экономностью.